УТВЕРЖДЕНО
приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от «11» ноября 2021 г. № 2531
Лист № 1
Регистрационный № 83634-21Всего листов 5
ОПИСАНИЕ ТИПА СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
Весы вагонные «СтарТ-ЛАЙН»
Назначение средства измерений
Весы вагонные «СтарТ-ЛАЙН» (далее весы) предназначены для поосного измерения
массы в движении порожних и груженых вагонов в составе поезда без расцепки и/или поездов в
целом с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими грузами.
Описание средства измерений
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругого элемента дат-
чиков, возникающей под действием силы тяжести от взвешиваемого вагона, находящегося навесах,
в аналоговый электрический сигнал с последующим его преобразованием в цифровой и выводом
результатов измерений на ПТК.
Конструктивно весы состоят из:
- грузоприемного устройства (далее ГПУ), выполненного в виде параллельных измери-
тельных участков рельс эксплуатируемого пути, объединенных в платформу, включающую в себя
весоизмерительные тензорезисторные датчики рельсового типа (далее датчики), установленные
по два на участке рельса на расстоянии друг от друга не более 900 мм;
- приборавесоизмерительного ПВ, модификация ПВ-15 (далее – прибор), регистрационный
номер 81224-21, выпускаемого ООО «ИЦ «АСИ»;
- программно-технического комплекса (далее – ПТК), выполненного на базе персонального
компьютера или программируемого контроллера.
Прибор может быть размещен как рядом свесами взащитном ящике,такинепосредственно
на рельсе между датчиками. Прибор, расположенный на рельсе между датчиками, герметично за-
щищен кожухом из полимерного материала и не требует опломбирования. Прибор осуществляет
аналого-цифровое преобразование выходного сигнала датчиков и через цифровой интерфейс пере-
дает измерительную информацию на ПТК.
ПТК включает в себя программное обеспечение АРМ «Весы рельсовые», осуществляющее
обработку измерительной информации и отображение результатов взвешивания.
В весахпредусмотрены следующиеосновныеэлементы:
-
устройство первоначальной установки нуля;
-
устройство автоматической установки нуля;
-
устройство распознавания вагонов;
-
устройство отображения результатов взвешивания (массы вагона, состава) и печати;
-
устройство автоматического определения положения локомотива и исключения его
массы из результатов взвешивания при взвешивании вагонов без расцепки;
-
устройство автоматического определения направления движения;
-
устройство сигнализации о превышении предела допускаемой скорости движения.
Общий вид весов представлен на рисунке 1. Схема пломбировки прибора, установленного
рядом с весами в защитном ящике, от несанкционированного доступа представлена на рисунке 2.
Лист № 2
Всего листов 5
Рисунок 1 – Общий вид ГПУ весов
Маркировка весов, в том числе и заводской номер наносится методом лазерной гравировки
на кожух, предназначенный для защиты датчиков, или на маркировочную табличку, расположен-
ную на защитном ящике.
Маркировка весов включают в себя следующую информацию:
-
торговая марка изготовителя и его полное наименование;
-
обозначение типа весов;
-
заводской номер;
-
год выпуска;
-
напряжение питания, В;
-
частота, Гц;
-
диапазон температур, °С;
-
идентификатор программного обеспечения;
-
знак утверждения типа;
-
класс точности при взвешивании вагонов по ГОСТ 8.647-2015;
-
класс точности при взвешивании состава из вагонов в целом по ГОСТ 8.647-2015;
-
максимальная нагрузка в виде: Мах =...... т;
-
максимальная нагрузка на платформу в виде: Мах
п
=...... т;
-
минимальная нагрузка в виде: Min =...... т;
-
минимальная нагрузка на платформу в виде Min
п
=...... т;
-
цена деления при взвешивании в движении в виде: d =...... кг;
-
максимальная рабочая скорость в виде: V
max
=...... км/ч;
-
минимальная рабочая скорость в виде: V
min
=...... км/ч.
Программное обеспечение
Программноеобеспечение прибораявляетсявстроенным, используется в стационарной (за-
крепленной) аппаратной части с определенными программными средствами.
ПО АРМ «Весы рельсовые» является автономным и состоит из метрологически значимой
и метрологически незначимой частей.
Рисунок 2 – Схема пломбировки весов от несанкционированного доступа прибора
Местопломбировки
пломбой или пломбой в
видеразрушаемой
наклейки
Лист № 3
Всего листов 5
Метрологически значимая часть защищена от случайных или намеренных изменений сле-
дующим образом:
а) после запуска программы проводится автоматическое вычисление контрольной суммы
по машинному коду (контрольная сумма по MD5 со скрытым полиномом) и сравнение результата с
хранящимся в исполняемом файле TrainScales.exe фиксированным значением.
б) используется разграничение прав доступа к режимам работы весов (взвешивание,
настройка, регулировка) с помощью пароля;
в) изменение ПО весов через интерфейс пользователя невозможно;
г) при изменении метрологически значимых параметров регулировки и настройки форми-
руется соответствующая запись в журнале событий, хранящемся в энергонезависимой памяти;
д) хранение данных осуществляется в памяти ПТК в качестве запоминающего средства и
осуществляется в зашифрованном виде (с использованием контрольной суммы по MD5 со скрытым
полиномом).
Нормирование метрологических характеристик проведено с учетом применения ПО.
Конструкция весов исключает возможность несанкционированного влияния на ПО и изме-
рительную информацию.
Уровень защиты ПО «высокий» в соответствии с Р 50.2.077-2014.
Идентификационное наименование ПО
MD5
Таблица 1 - Идентификационные данные ПО
Идентификационные данные
Значение
АРМ «Весы рельсовые» (TrainScales.exe).
Метрологически значимая часть
RailTrainScales.dll
1.0.1
D1429A812C49A107DE134CDA1B88B63D
Номер версии (идентификационный номер) ПО
Цифровой идентификатор ПО
Алгоритм вычисления контрольной суммы ис-
полняемого кода
Метрологические и технические характеристики
Таблица 2 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики
Класс точности по ГОСТ 8.647-2015 при взвешивании вагонов и составов в целом
Максимальная нагрузка (Мах), т
Максимальная нагрузка на платформу от оси вагона до суммирования (Мах
п
), т
Минимальная нагрузка (Min), т
Минимальная нагрузка на платформу от оси вагона до суммирования (Min
п
), т
Цена деления весов, кг
Значение
2
200
30
10
5
50
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении вагона при по-
верке, в зависимости от диапазона взвешивания, приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении вагона
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне
от 10 т до 70 т включ., кгсв. 70 т, % от измеряемой массы
700
1,0
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям,
приведенным в таблице 3.
При взвешивании вагонав составебез расцепки при поверке неболеечем 10 % полученных
значений погрешности весов могут превышать пределы, приведенные в таблице 3, но не должны
превышать пределы допускаемой погрешности в эксплуатации.
Лист № 4
Всего листов 5
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава из вагонов
в целом при поверке, в зависимости от диапазона взвешивания, приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава в
целом
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне
от 10·n т до 70·n т включ., % от 70·n тсв. 70·n т, % от измеряемой массы
1,0
1,0
где n – количество контрольных вагонов в составе
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям,
приведенным в таблице 4.
Основные технические характеристики весов приведены в таблице 5.
Значение
от -50 до +50
от +10 до
+40
от 2 до 10
не ограничена
одностороннее/двухстороннее
не ограничено
1
1000
Таблица 5 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики
Диапазон рабочих температур ГПУ и прибора, °С
Диапазон рабочих температур ПТК, °С
Диапазон рабочих скоростей, км/ч
Максимальная скорость транзитного проезда, км/ч
Направление движения при взвешивании
Максимальное количество вагонов в поезде trial, ед
Минимальное количество вагонов в поезде nw
min
, ед
Потребляемая мощность, В
А, не более
Параметры питания от источника переменного тока:
- напряжение, В
- частота, Гц
Напряжение питания от источника постоянного тока, В
от 187 до 242
50±1
от 12 до 24
Габаритные размеры платформы, мм, не более
- длина
- ширина
Масса платформы, кг, не более
1000
1700
200
Знак утверждения типа
наносится методом лазерной гравировки на защитный кожух или на маркировочную табличку, рас-
положенную на защитном ящике, и типографским способом на титульные листы эксплуатационной
документации.
Комплектность средства измерений
Таблица 6 - Комплектность средства измерений
Наименование
Обозначение
Количество
Весы
СтарТ-ЛАЙН
1 шт.
Руководство по эксплуатации
Паспорт
УФГИ.404525.001 РЭ 1 экз.
УФГИ.404525.001 ПС 1 экз.
Сведения о методиках (методах) измерений
изложены в разделе 2.3 «Порядок работы и методы измерений» УФГИ.404525.001 РЭ «Весы вагон-
ные «СтарТ-ЛАЙН». Руководство по эксплуатации».
Лист № 5
Всего листов 5
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к весам вагонным
«СтарТ-ЛАЙН»
Приказ Росстандарта от 29 декабря 2018 г. № 2818 Об утверждении Государственной пове-
рочной схемы
ГОСТ 8.647-2015 Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические
требования. Методы испытаний
ТУ 28.29.31-066-10897043-2021 Весы вагонные «СтарТ-ЛАЙН». Технические условия
Изготовитель
Общество с ограниченнойответственностью «Инженерный центр «АСИ» (ООО «ИЦ «АСИ»)
ИНН 4207011969
Адрес: 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Кузбасская, 31
Телефон: (384-2) 36-61-49; E-mail:
office@icasi.ru
Испытательный центр
ЗакрытоеакционерноеобществоКонсалтинго-инжиниринговоепредприятие
«Метрологический центр энергоресурсов» (ЗАО КИП «МЦЭ»)
Адрес: 125424, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 88, стр. 8
Телефон (факс): +7(495) 491-78-12
Е-mail:
sittek@mail.ru
Аттестат аккредитации ЗАО КИП «МЦЭ» по проведению испытаний средств измерений в
целях утверждения типа № RA.RU.311313 от 09.10.2015 г.
Готовы поверить данное средство измерений.
Поверка средств измерений.
ООО СУПРР 8(812)209-15-19, info@saprd.ru