УТВЕРЖДЕНО
приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от «17» февраля 2021 г. № 141
Лист № 1
Регистрационный № 80802-21Всего листов 9
ОПИСАНИЕ ТИПА СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
Весы автомобильные ВТА
Назначение средства измерений
Весы автомобильные ВТА (далее – средство измерений) предназначены для измерений
нагрузки на одиночную ось, нагрузки на группу осей транспортных средств (далее – ТС) в ре-
жиме взвешивания в движении, а также массы ТС или других объектов, чьи конструктивные
особенности позволяют разместить их на грузоприемном устройстве весов, в режиме статиче-
ского взвешивания.
Описание средства измерений
Принцип действия средства измерений основан на использовании гравитационного
притяжения. Сила тяжести (или динамические силы от шин) объекта измерений (транспортного
средства — далее ТС) вызывает упругую деформацию чувствительного элемента средства из-
мерений, которая преобразуется им в аналоговый электрический сигнал, пропорциональный
массе объекта измерений. Этот сигнал подвергается аналого-цифровому преобразованию, ма-
тематической обработке электронными устройствами средства измерений с дальнейшим опре-
делением измеряемых величин.
Результаты измерений отображаются в визуальной форме на дисплее средства измере-
ний и/или передаются в виде цифрового электрического сигнала через интерфейс связи на пе-
риферийные устройства.
Средство измерений представляет собой весы автоматические для измерений нагрузок
на оси и группу осей по ГОСТ 33242—2015 с режимом использования в качестве весов неавто-
матического действия по ГОСТ OIML R 76–1—2011 для измерений массы ТС (взвешивание не-
подвижной нагрузки целиком) и имеет модульную конструкцию.
Грузоприемное устройство (далее — ГПУ) состоит из одной или нескольких секций,
представляющих собой металлоконструкцию для движения по ней (или размещения на них)
ТС. Каждая секция опирается на четыре тензорезисторных весоизмерительных датчика (далее
— датчика), при этом соседние секции могут иметь общие точки опоры на датчики. ГПУ уста-
навливается на железобетонном фундаменте или другом, заранее подготовленном основании
(например, металлической раме или закладных плитах). ГПУ изготавливается в конструктив-
ных исполнениях для установки на одном уровне с поверхностью дорожного полотна (в прия-
мок) или над дорожным полотном, при этом оно оснащается подъездными путями с пандусами
для заезда и съезда ТС;
В составе ГПУ используются датчики:
- датчики весоизмерительные тензорезисторные ZS, CLC, WLS, SDS, EDS, модифика-
ции ZSFY, ZSFB-D, ZSWG (регистрационный № 75819-19);
- датчики весоизмерительные тензорезисторные QS, модификаци QS, QS-D, SQB (реги-
страционный № 78206-20);
Лист № 2
Всего листов 9
- датчики весоизмерительные тензорезисторные Single shear beam, Dual shear beam, S
beam, Column, модификации HM9B, HM8C (регистрационный № 55371-19);
- датчики весоизмерительные МВ 150 (регистрационный № 44780-10);
- датчики весоизмерительные тензорезисторные С, модификации С16А и C16i (реги-
страционный № 60480-15).
Сигнальные кабели датчиков подключаются напрямую или через соединительную ко-
робку к электронным устройствам преобразования и обработки результатов измерений (далее –
весоизмерительным приборам):
– приборы весоизмерительные DIS2116, DWS2103, модификации DIS 2116, изготови-
тель «Hottinger Baldwin Messtechnik GmbH», Германия (регистрационный № 61809-15);
– приборы весоизмерительные CI, BI, NT и PDI, модификации CI-6000A (регистраци-
онный № 50968-12);
– динамический преобразователь универсальный ДПУ, модификации ДПУ-00X-Ex
(обозначение «00Х» указывает на количество аналого-цифровых каналов и принимает значения
от 001 до 008), изготовитель ООО «ТД «ЗВО», Р. Башкортостан, г. Белорецк
– весовой терминал ВТЦ, изготовитель ООО «Торговый дом «Завод весового оборудо-
вания», г. Белорецк.
Весоизмерительные приборы DIS 2116, CI-6000A, ДПУ-00X-Ex используются в составе
весов в качестве устройств обработки аналоговых данных. Для расчета и индикации результа-
тов измерений в состав весов входит специализированное программное обеспечение, устанав-
ливаемое на персональный компьютер, с наименованием:
– «Весы ВТА», разработчик ООО «ТД «ЗВО», Р. Башкортостан, г. Белорецк;
– «Сервер ВЕСЫ АВТО», разработчик Компания «VesySoft» г. Армавир;
– «UniServer AUTO», разработчик Компания «VesySoft» г. Армавир.
Весоизмерительный прибор ВТЦ применяется совместно с ДПУ-00X-Ex.
Средство измерений выпускается в модификациях, которые отличаются метрологиче-
скими и техническими характеристиками (согласно таблицам 2 – 5), а также исполнением ГПУ
и имеют следующие обозначения:
ВТА-ДС-[М]-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[К]-[П]-[В],
где:
ДС – условное обозначение режима взвешивания: измерения нагрузки на одиночную
ось и нагрузки на группу осей (если применимо) транспортных средств (далее – ТС) в режиме
взвешивания в движении; измерения массы ТС в режиме статического взвешивания;
[М] – значение максимальной нагрузки Max (Max
r
), т: 20; 25; 30; 40; 50; 60; 80; 100;120;
150; 200;
[Л] – значение длины ГПУ, м: от 0,5 до 40;
[Д] – значение ширины ГПУ, м: от 2 до 12;
[T] – количество секций (платформ) ГПУ, шт.: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7;
[Ц] – условное обозначение для весов, использующих цифровые датчики: Ц;
индекс отсутствует для модификаций с аналоговыми датчиками;
[К] – условное обозначение максимального количества поверочных интервалов (n) ве-
сов: 4 – для модификаций с n = 4000; индекс отсутствует для модификаций с n ≤ 3000;
[П] – условное обозначение модификаций весов с установкой ГПУ над дорожным по-
лотном (без капитального фундамента) с заездом ТС по пандусам;
индекс отсутствует для модификаций с установкой ГПУ на одном уровне с до-
рожным полотном (капитальный фундамент).
[В] – условное обозначение для многодиапазонных весов: 2 (двухдиапазонные);
3 (трехдиапазонные);
индекс отсутствует для однодиапазонных модфикаций;
Общий вид ГПУ весов представлен на рисунке 1, весоизмерительных приборов – на
рисунке 2, схема пломбировки от несанкционированного доступа – на рисунке 3.
Лист № 3
Всего листов 9
Рисунок 1 – Общий вид ГПУ
ВТЦDIS2116ПК
СI-6000AДПУ-00Х-Ех
Рисунок 2 – Общий вид весоизмерительных приборов
Лист № 4
Всего листов 9
DIS2116ПК
и
Рисунок 3 – Схема пломбировки весоизмерительных приборов (1 – свинцовая, пластиковая или
мастичная пломба; 2 – пломба в виде разрушаемой наклейки; 3 – электронное клеймо (случай-
ное число), генерируется после настройки и регулировки)
В весах предусмотрены следующие основные устройства и функции:
а) в режиме взвешивания в движении (в скобках указаны соответствующие пункты
ГОСТ 33242–2015):
- автоматическое устройство установки нуля (3.2.10.4);
- устройство хранения информации (5.5.5);
- определение скорости и направления движения ТС;
- сигнализация о превышении максимальной рабочей скорости движения (5.5.9);
б) в режиме статического взвешивания (в скобках указаны соответствующие пункты
ГОСТ OIML R 76-1–2011):
- полуавтоматическое (T.2.7.2.2) устройство установки на нуль;
- устройство автоматического слежения за нулем (T.2.7.3);
- устройство первоначальной установки на нуль (Т.2.7.2.4);
- устройство уравновешивания тары – устройство выборки массы тары (T.2.7.4.1);
- режим работы многодиапазонных весов с автоматическим переключением диапазонов
взвешивания (4.10).
1
2
СI-6000AДПУ-00Х-Ех
1
1
ВТЦ
3
Лист № 5
Всего листов 9
Маркировочная табличка весов содержит следующие основные данные:
– наименование изготовителя;
– обозначение типа и модификации весов;
– знак утверждения типа;
– метрологические характеристики при взвешивании в движении:
- класс точности при определении нагрузки на ось (нагрузки на группу осей);
- максимальная нагрузка (Мах);
- минимальная нагрузка (Min);
- цена деления (d);
- максимальная рабочая скорость (V
max
);
- минимальная рабочая скорость (V
min
);
- направление движения при взвешивании в движении;
– метрологические характеристики при взвешивании неподвижной нагрузки:
- класс точности при определении массы;
- максимальная нагрузка (Мах),
- минимальная нагрузка (Min),
- поверочный интервал (e).
–диапазон температур;
– год изготовления;
– заводской номер.
Программное обеспечение
Программное обеспечение (далее – ПО) весов является встроенным, используется в
стационарной (закрепленной) аппаратной части. ПО весов с использованием ПК является авто-
номным и состоит из метрологически значимой и метрологически незначимой части.
Защита от несанкционированного доступа к настройкам и данным измерений обеспе-
чивается защитной пломбой, которая ограничивает доступ к переключателю настройки и регу-
лировки, находящемуся на печатной плате (реализовано в приборах DIS2116 и СI-6000A). Из-
менение метрологически значимых параметров, настройка и регулировка не могут быть осу-
ществлены без нарушения защитной пломбы.
Для контроля изменений законодательно контролируемых параметров весов в прибо-
рах DIS2116 и ВТЦ предусмотрен несбрасываемый счетчик, показания которого изменяются
при изменении метрологически значимых параметров, регулировке и настройке и могут быть
выведены оператором на дисплей в соответствии с эксплуатационной документацией прибора.
ПО весов не может быть модифицировано или загружено через какой-либо интерфейс
или с помощью других средств после принятия защитных мер.
Идентификационным признаком ПО служит номер версии, который отображается на
дисплее весоизмерительного прибора при включении весов, а так же доступен для просмотра во
время работы весов при нажатии специальной комбинации клавиш (для CI-6000A, DIS2116,
ВТЦ) в соответствии с эксплуатационной документацией.
Специализированное ПО расчета и индикации результатов измерений «Весы ВТА»,
«Сервер ВЕСЫ АВТО» и «UniServer AUTO» является автономным, не включает в себя компо-
ненты аналого-цифрового преобразования, при взвешивании в движении реализует обработку
входящего цифрового сигнала, поступающего от весоизмерительного прибора, определение и
индикацию измеряемых величин, отображение дополнительных (ненормируемых) параметров
движения ТС: скорости проезда, даты, времени, других параметров.
Для защиты от несанкционированного доступа к метрологически значимой части ПО
«Весы ВТА», «Сервер ВЕСЫ АВТО» и «UniServer AUTO», параметрам регулировки средства
измерений, а также измерительной информации, используется разграничение прав доступа с
помощью пароля, а также опломбирование персонального компьютера для предотвращения до-
ступа к носителям информации.
Лист № 6
Всего листов 9
Идентификационные данные ПО «Весы ВТА», «Сервер ВЕСЫ АВТО» и «UniServer
AUTO» доступны для просмотра в рабочем окне программы.
Защита ПО от непреднамеренных и преднамеренных воздействий соответствует уров-
ню «высокий» по Р 50.2.077-2014.
Идентификационные данные программного обеспечения весоизмерительных приборов
приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Идентификационные данные ПО
Идентификационные данные
(признаки)ВТЦCI-6000A
Значение
DIS 2116ПК
Сервер
AUTOВТА
ВТЦ––––VTA
Наименование ПО–––ВЕСЫ
UniServerВесы
АВТО
Идентификационное
наименование ПО
Номер версии (идентификаци-не ниже 1.01; 1.02; не нижене нижене ниже не ниже
онный номер) ПО 1.145.ххх*1.03P 1xx* 2.2.0.ххх* 1.2.0.ххх* 1.01.xx*
Цифровой идентификатор ПО – – – – ––
__________
*обозначение «х» не относится к метрологически значимому ПО, принимает значение от 0 до 9
Метрологические и технические характеристики
1 Метрологические характеристики весов в режиме статического взвешивания
Класс точности весов по ГОСТ OIML R 76-1–2011III (средний)
Диапазон уравновешивания тары100 % Max
r
Модификации весов, максимальная нагрузка Мах (Мах
i
), поверочный интервал e (е
i
),
число поверочных интервалов n (n
i
), действительная цена деления шкалы d (d
i
) приведены в
таблицах 2, 3.
Таблица 2 – Метрологические характеристики для модификаций однодиапазонных весов
Обозначение модификации
Метрологические характеристики
Max, тd = e, кгn
ВТА-ДС-20-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[П]20102000
ВТА-ДС-25-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[П]25102500
ВТА-ДС-30-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[П]30103000
ВТА-ДС-40-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-4
1)
40104000
ВТА-ДС-40-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[П]40202000
ВТА-ДС-50-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[П]50202500
ВТА-ДС-60-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[П]60203000
ВТА-ДС-80-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-4
1)
80204000
ВТА-ДС-80-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[П]80501600
ВТА-ДС-100-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц] 100502000
ВТА-ДС-120-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц] 120502400
ВТА-ДС-150-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц] 150503000
ВТА-ДС-200-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-4
1)
200504000
ВТА-ДС-200-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц] 200 1002000
____________
1)
Используются весоизмерительные датчики с числом поверочных интервалов n
LC
≥ 4000
Лист № 7
Всего листов 9
Max , тnnn
Таблица 3 – Метрологические характеристики для модификаций многодиапазонных весов
Метрологические характеристики в диапазоне
ОбозначениеW1W2W3
модификацииe
1
=d
1
,Max
2
, e
2
=d
2
,Max
3
, e
3
=d
3
,
1
кг
1
ткг
2
ткг
3
ВТА-ДС-40-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[П]-23010 3000 4020 2000– – –
ВТА-ДС-50-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[П]-23010 3000 5020 2500– – –
ВТА-ДС-60-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[П]-23010 3000 6020 3000– – –
ВТА-ДС-80-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[П]-26020 3000 8050 1600– – –
ВТА-ДС-80-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[П]-3
1)
3010 3000 6020 3000 8050 1600
ВТА-ДС-100-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-26020 3000 10050 2000– – –
ВТА-ДС-100-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-3
1)
3010 3000 6020 3000 10050 2000
ВТА-ДС-120-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-26020 3000 12050 2400– – –
ВТА-ДС-120-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-3
2)
3010 3000 6020 3000 12050 2400
ВТА-ДС-150-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-26020 3000 15050 3000– – –
ВТА-ДС-150-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-3
3)
3010 3000 6020 3000 15050 3000
ВТА-ДС-200-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-2 15050 3000 200 100 2000– – –
____________
1)
Используются весоизмерительные датчики с числом поверочных интервалов n
LC
≥ 4000
2)
Используются весоизмерительные датчики с числом поверочных интервалов n
LC
≥ 5000
3)
Используются весоизмерительные датчики с числом поверочных интервалов n
LC
≥ 6000
Весы с числом поверочных интервалов более 3000 должны быть оснащены средствами
защиты от влияющих факторов окружающей среды.
2 Метрологические характеристики весов в режиме взвешивания в движении
Модификации весов, класс точности (КТ) по ГОСТ 33242-2015 при определении
нагрузки на одиночную ось или группу осей ТС, максимальная нагрузка Мах, минимальная
нагрузка на ось и группу осей Min, действительная цена деления шкалы d (d
s
) приведены в таб-
лице 4.
Таблица 4 – Метрологические характеристики весов
Метрологические характеристики
Обозначение модификации СИКТ по ГОСТ 33242-Max, т Min, т d (d
s
), кг
2015
ВТА-ДС-20-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[П]В; С200,510
ВТА-ДС-25-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[П]В; С250,510
ВТА-ДС-30-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[П]В; С300,510
ВТА-ДС-40-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-4В; С400,510
ВТА-ДС-40-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[П]-[В]В; С40 120
ВТА-ДС-50-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[П]-[В]В; С50 120
ВТА-ДС-60-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[П]-[В]В; С60 120
ВТА-ДС-80-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-4В; С80 120
ВТА-ДС-80-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[П]-[В]В; С802,550
ВТА-ДС-100-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[В]В; С 1002,550
ВТА-ДС-120-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[В]В; С 1202,550
ВТА-ДС-150-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[В]В; С 1502,550
ВТА-ДС-200-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-4В; С 2002,550
ВТА-ДС-200-[Л]-[Д]-[Т]-[Ц]-[К]-[В]В; С 200 5 100
Цена деления для взвешивания неподвижной нагрузки неравная цене деления для взвешивания
в движении, становится недоступна, когда средство измерений используется для взвешивания
в движении (4.9 ГОСТ 33242—2015)
Лист № 8
Всего листов 9
от -50 до +50
от -40 до +40
от -30 до +40
от 0 до +50
от -10 до +50
от -10 до +40
от -30 до +40
от -40 до +40
3 Основные технические характеристики весов
Таблица 5 – Основные технические характеристики
Наименование характеристики
Максимальная рабочая скорость (v
max
), км/ч
Минимальная рабочая скорость (v
min
), км/ч
Направление движения ТС через ГПУ при взвешивании
Значение
5
2
одностороннее или
двустороннее
Диапазон температуры для ГПУ с датчиками, °С:
- С16А, С16i, МВ150
- ZSFY, ZSFB-D, QS, QS-D, ZSWG, SQB
- HM9B, HM8C
Диапазон температуры для весоизмерительных приборов, °С:
- ПК
- DIS 2116,
- CI-6000A
- ВТЦ
- ДПУ-00Х-Ех, °С:
Параметры электропитания от сети переменного тока:
- напряжение, В
0%
1
220
15%
50 ±1
- частота, Гц
Габаритные размеры ГПУ, мм, не более:
- длина
- ширина
Масса ГПУ весов, т, не более
40
12
30
Знак утверждения типа
наносится на маркировочные таблички, расположенные на корпусе весоизмерительного прибо-
ра и/или ГПУ весов, а также типографским способом на титульный лист эксплуатационной до-
кументации.
Комплектность средства измерений
Таблица 6 – Комплектность средства измерений
Наименование
Весы автомобильные ВТА
Руководство по эксплуатации. Паспорт
Руководство по эксплуатации и(или) паспорт электронного ве-
соизмерительного устройства
Обозначение
–
УЗВО.40451.001
–
Количество
1 шт.
1 экз.
1 экз.
Сведения о методиках (методах) измерений
приведены в п.7 «Подготовка к работе» и п. 8 «Порядок работы» документа УЗВО.40451.001
«Весы автомобильные ВТА. Руководство по эксплуатации. Паспорт».
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к весам автомо-
бильным ВТА
ГОСТ 33242-2015 «ГСИ. Весы автоматические для взвешивания транспортных средств
вдвижениии измерениянагрузок наоси. Метрологическиеи техническиетребования. Испытания».
ГОСТ OIML R 76-1-2011 «ГСИ. Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метроло-
гические и технические требования. Испытания».
Приказ Росстандарта от 29 декабря 2018 №2818 «Об утверждении Государственной по-
верочной схемы для средств измерений массы».
ТУ 28.29.39-012-61182529-2019 «Весы автомобильные ВТА. Технические условия».
Лист № 9
Всего листов 9
Готовы поверить данное средство измерений.
Поверка средств измерений.