Приложение к свидетельству № 77183
об утверждении типа средств измерений
Лист № 1
Всего листов 5
ОПИСАНИЕ ТИПА СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
Устройства весоизмерительные для железнодорожных вагонов ВИУ1
Назначение средства измерений
Устройства весоизмерительные для железнодорожных вагонов ВИУ1 (далее - устройст-
ва)предназначеныдляизмеренийнагрузкинарельс,приходящейсянаколесо
железнодорожного вагона и выражаемой в единицах массы, при измерениях массы вагона по
аттестованной методике измерений.
Описание средства измерений
Принцип действия устройств основан на измерении усилия отрыва колеса от рельса и
преобразования его в электрический сигнал, пропорциональный весовой нагрузке, приходя-
щейся на колесо.
Устройства состоят из двух основных частей гидроподъёмника и блока электронного,
соединённых кабелем. Гидроподъёмник предназначен для подъёма колеса до момента отрыва
его от рельса и преобразования значения давления в гидросистеме гидроподъемника в пропор-
циональный электрический сигнал постоянного напряжения с помощью тензометрического
датчика давления. Блок электронный (далее - БЭ) предназначен для управления электроприво-
дом гидроподъемника, анализа сигнала датчика давления, определения момента отрыва колеса
от рельса, расчета массы, приходящейся на колесо, а также для расчета по измеренным значе-
ниям массы, приходящейся на колесо, суммарного значения массы вагона, формирования, хра-
нения в памяти и вывода на индикацию результатов измерений.
БЭ представляет собой контроллер, встроенный в металлический корпус, на лицевой па-
нели которого расположены дисплей блока индикации и функциональная клавиатура устройст-
ва управления. Блок электронный включает в себя аналого-цифровой преобразователь (АЦП),
вычислительное устройство, порт ввода-вывода, блок индикации, устройство управления и
блок питания. С помощью 12-ти разрядного АЦП сигнал с выхода согласующего усилителя,
пропорциональный давлению в гидросистеме, преобразуются в цифровую форму для дальней-
шей обработки в вычислительном устройстве. Вычислительное устройство служит для выпол-
нения вычислительных операций по измерению массы, приходящейся на колесо, а также для
автоматизации управления устройством ВИУ1. Порт ввода-вывода (USB порт) предназначен
для вывода результатов измерений массы на внешний компьютер. Блок индикации состоит из
матричного индикатора, предназначенного для оперативного контроля за результатами взвеши-
вания в процессе работы и режимами работы ВИУ1. Устройство управления содержит кнопки
для переключения режимов работы и ввода данных и команд. Предусмотрен режим работы, по-
зволяющий применять устройство ВИУ1 для измерений массы вагона по аттестованной мето-
дике измерений «Методика измерений массы железнодорожного вагона с применением устрой-
ства ВИУ1». Блок питания обеспечивает необходимыми питающими напряжениями все блоки
устройства ВИУ1. Он состоит из аккумуляторной батареи с номинальным напряжением 12,6 В,
преобразователей напряжения, а также схемы сигнализации и отключения блока питания при
недопустимом понижении напряжения аккумуляторной батареи. Для подзарядки аккумулятор-
ной батареи блока питания применяется внешнее зарядное устройство. Для предотвращения
несанкционированного доступа корпус блока электронного пломбируется путем установки мас-
тичной пломбы на один из крепежных винтов лицевой панели блока.
Общий вид средства измерений представлен на рисунке 1.
Схема пломбировки о несанкционированного доступа представлена на рисунке 2.
Лист № 2
Всего листов 5
Рисунок 1 – Общий вид средства измерений
Рисунок 2 – Схема пломбировки от несанкционированного доступа
Место пломбирования
Лист № 3
Всего листов 5
Программное обеспечение
Устройства имеют внутреннее встроенное программное обеспечение (ПО).
ПО блока электронного устройства ВИУ1 является встроенным, метрологически
значимым, реализовано на микросхеме микроконтроллера с защитой от считывания и
перезаписи. ПО предназначено для измерений и регистрации массы, переноса градуировочной
информации и результатов измерений на персональный компьютер или флеш-диск. Уровень
защиты программного обеспечения от непреднамеренных и преднамеренных изменений
соответствует уровню «высокий» по Р 50.2.077-2014. Идентификационные данные (признаки)
метрологически значимой части ПО указаны в таблице 1. Конструкция устройства исключает
возможность несанкционированного влияния на ПО и измерительную информацию.
Значение
Таблица 1 - Идентификационные данные программного обеспечения
Идентификационные данные (признаки)
Идентификационное наименование ПО
Номер версии ПО
Цифровой идентификатор ПО
ПО ВИУ1
1.00
отсутствует
Метрологические и технические характеристики
Таблица 2 - Метрологические характеристики
Наименование характеристикиЗначение
Диапазон измерений массы, приходящейся на колесо, тот 2 до 15
Действительная цена деления (шкалы) d, кг 50
Пределы допускаемой абсолютной погрешности, кг, в интервалах
измерений массы, приходящейся на колесо:
от 2000 до 2500 кг включ. (Δ
1
) ±50
св. 2500 до 10000 кг включ. (Δ
2
) ±100
св. 10000 до 15000 кг включ. (Δ
3
) ±150
Диапазон измерений массы вагона*, тот 8 до 240
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений массы
вагона*, Δ
В
, кг±(Δ
1
·n
1
2
·n
2
+ Δ
3
·n
3
)**
_______________
* - Измерения массы вагона производятся по аттестованной методике измерений, приведенной
в документе «Методика измерений массы железнодорожного вагона с применением устройст-
ва ВИУ1»
** - n
1
, n
2
, n
3
- количество колес взвешиваемого вагона, масса которых относится к соответст-
вующему интервалу измерений массы, приходящейся на колесо (n
1
+n
2
+n
3
= N, где N - общее
число колес вагона).
Наименование характеристики
Значение
Таблица 3 - Основные технические характеристики
90
Время однократного измерения массы, приходящейся на колесо, с, не более
Количество однократных измерений массы, приходящейся на колесо, между
подзарядками аккумуляторов, не менее
Питание от встроенных аккумуляторов номинальным напряжением, В
48
12,6
Лист № 4
Всего листов 5
Наименование характеристики
Значение
Продолжение таблицы 3
915
360
210
200
150
160
120
60
40
Габаритные размеры гидроподъемника, мм, не более:
длина
ширина
высота
Габаритные размеры блока электронного, мм, не более:
длина
ширина
высота
Габаритные размеры устройства зарядного, мм, не более:
длина
ширина
высота
Масса, кг, не более:
гидроподъемника
блока электронного
устройства зарядного
Диапазон рабочих температур, ºC
Вероятность безотказной работы за 1000 ч, не менее
Средний срок службы, лет, не менее
20,0
4,5
0,16
от -30 до +50
0,9
8
Знак утверждения типа
наносится на титульный лист Руководства по эксплуатации печатным способом в левом верх-
нем углу и графическим методом на табличку, закрепляемую на лицевой стороне корпуса уст-
ройства.
Комплектность средства измерений
Обозначение
ВИУ1
Количество
1 шт.
Таблица 4 - Комплектность средства измерений
Наименование
Устройство весоизмерительное для железнодорожных
вагонов, в составе:
гидроподъемник
блок электронный
устройство зарядное
Комплект принадлежностей
Руководство по эксплуатации
Методика поверки
Методика измерений массы вагона
ВИУ1-сб1
ВИУ1-сб2
СОНАР УЗ 205.01
-
ВИУ1 РЭ
МП 113-233-2019
-
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 компл.
1 экз.
1 экз.
1 экз.
Поверка
осуществляется по документу МП 113-233-2019 «ГСИ. Устройства весоизмерительные для же-
лезнодорожных вагонов ВИУ1. Методика поверки», утвержденному ФГУП «УНИИМ»
22 августа 2019 г.
Основные средства поверки:
Рабочий эталон единицы массы 4-го разряда по Государственной поверочной схеме для
средств измерений массы, утвержденной приказом Росстандарта 2818 от 29.12.2018 г. в диа-
пазоне значений от 100 до 15000 кг, пределы допускаемой погрешности от ±5 до ±15 кг
(рег. № 3.6.АЛЖ.0001.2016).
Лист № 5 Trial
листов 5
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение
метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки в виде оттиска поверительного клейма наносится в руководство по экс-
плуатации и (или) на свидетельство о поверке.
Сведения о методиках (методах) измерений
представлены в эксплуатационном документе. Измерения массы вагона производятся по атте-
стованной методике измерений, приведенной в документе «Методика измерений массы желез-
нодорожного вагона с применением устройства ВИУ1», свидетельство об аттестации
№ 222.0130/RA.RU.311866/2019, регистрационный номер в Федеральном информационном
фонде по обеспечению единства измерений ФР.1.28.2019.34630.
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к устройствам ве-
соизмерительным для железнодорожных вагонов ВИУ1
ТУ 28.29.39-001-77915313-2017 Устройство весоизмерительное для железнодорожных
вагонов ВИУ1. Технические условия (РТВН.404494.001 ТУ)
Изготовитель
Общество с ограниченной ответственностью «Промстройкомплект»
(ООО «Промстройкомплект»)
ИНН 6674232070
Адрес: 620089, г. Екатеринбург, ул. Крестинского, 57-87
Телефон/факс: (343) 269-44-67
E-mail:
pskek66@mail.ru
Испытательный центр
Уральский научно-исследовательский институт метрологии филиал Федерального
государственногоунитарногопредприятия«Всероссийскийнаучно-исследовательский
институт метрологии им. Д.И. Менделеева»
(УНИИМ – филиал ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева»)
Адрес: 620000, г. Екатеринбург, ул. Красноармейская, 4
Телефон/факс: (343) 350-26-18
E-mail:
uniim@uniim.ru
Аттестат аккредитации УНИИМ филиала ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева» по
проведению испытаний средств измерений в целях утверждения типа RA.RU.311373 от
10.11.2015 г.
Заместитель
Руководителя Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологииА.В. Кулешов
М.п.« ___ » _______________ 2020 г.
Готовы поверить данное средство измерений.
Поверка средств измерений.
ООО СУПРР 8(812)209-15-19, info@saprd.ru