Untitled document
Приложение к свидетельству № 75746
об утверждении типа средств измерений
Лист № 1
Всего листов 10
ОПИСАНИЕ ТИПА СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
Весы вагонные ВВ
Назначение средства измерений
Весы вагонные ВВ (далее – весы) предназначены для повагонного статического измерения
массы порожних и груженых железнодорожных вагонов/цистерн и состава из них с сухими сы-
пучими, твердыми, а также жидкими грузами; повагонного или потележечного измерения мас-
сы в движении порожних и груженых вагонов/цистерн в составе поезда без расцепки и/или по-
ездов в целом с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими грузами.
Описание средства измерений
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругих элементов ве-
соизмерительных тензорезисторных датчиков (далее – датчик), возникающей под действием
силы тяжести взвешиваемого груза, в аналоговый или цифровой выходной электрический сиг-
нал, изменяющийся пропорционально массе груза.
Аналоговые электрические сигналы с датчиков поступают в индикатор, содержащий
аналогово-цифровой преобразователь, где сигналы суммируются и преобразуются в цифровой
код. Результаты взвешивания и значение массы груза индицируются на цифровом дисплее,
расположенном на передней панели индикатора вместе с функциональной клавиатурой и/или
на дисплее ПК.
Весы состоят из грузоприемного устройства (далее - ГПУ), выполненного в виде одной
или нескольких грузоприемных платформ, и индикатора, к которому могут подключаться
внешние электронные устройства (компьютер, принтер, выносной дисплей и т.п.).
Каждая грузоприемная платформа опирается на весоизмерительные тензорезисторные
датчики. Примыкающие друг к другу края платформ могут опираться на одни и те же датчики.
В весах используются:
- датчики весоизмерительные тензорезисторные C16A (регистрационный номер в Феде-
ральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (далее – регистрацион-
ный номер в ФИФ) 60480-15), производство «Hottinger Baldwin Messtechnik GmbH», Германия;
- датчики весоизмерительные тензорезисторные BM14G, HM14C (регистрационный но-
мер в ФИФ 55371-19), производство «Zhonghang Elektronik Measuring Instruments Co., LTD»,
Китай;
- датчики весоизмерительные МВ 150 (регистрационный trial в ФИФ 44780-10), произ-
водство ЗАО «ВИК «Тензо - М», Россия, п. Красково.
В качестве индикатора в весах используются:
- приборы весоизмерительные МИ (модификации МИ ВДА (ВЖА)/12Я и МИ ВДА
(ВЖА)/7Я
)
(регистрационный номер в ФИФ 61378-15), производство ООО «МИДЛиК», г. Мо-
сква;
- приборы весоизмерительные CI 5010А (регистрационный номер в ФИФ № 50968-12),
производство «СAS Corporation», Р. Корея;
- приборы весоизмерительные DIS2116 (регистрационный номер в ФИФ 61809-15), про-
изводство «Hottinger Baldwin Messtechnik GmbH», Германия.
Управление весами осуществляется с помощью функциональной клавиатуры индикатора
в режиме статического взвешивания или ПК в режиме взвешивания в движении. Программное
обеспечение, установленное на ПК, позволяет проводить регистрацию результатов измерений и
выполнять ряд сервисных функций, включая сведения о нарушении скоростного режима дви-
жения каждого вагона, статистическую обработку результатов измерений, формирование и ве-
дение базы данных, оформление и печать отчетных документов.
Передача данных на ПК, принтер, вторичный дисплей и другие периферийные устройст-
ва осуществляется по различным интерфейсам: RS232, RS422/485, USB, WiFi, Ethernet/IP и т.п.
Лист № 2
Всего листов 10
В весах предусмотрены следующие устройства и функции:
а) при статическом взвешивании:
-
полуавтоматическое устройство установки на нуль (ГОСТ OIML R 76-1-2011,
п. Т.2.7.2.2);
-
устройство первоначальной установки на нуль (ГОСТ OIML R 76-1-2011,
п. Т.2.7.2.4);
-
устройство слежения за нулем (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.3);
-
устройство выборки массы тары (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.4);
б) при взвешивании в движении:
-
устройство первоначальной установки нуля;
-
устройство автоматической установки нуля;
-
устройство распознавания вагонов;
-
устройство отображения результатов взвешивания (массы вагона, состава) и
печати;
-
устройство автоматического определения положения локомотива и исключе-
ния его массы из результатов взвешивания при взвешивании вагонов без рас-
цепки;
-
устройство автоматического определения направления движения;
-
автоматическое определение количества осей, тележек и скорости движения
каждого взвешиваемого вагона;
устройство сигнализации о перегрузке;
-
устройство сигнализации о превышении предела допускаемой скорости дви-
жения.
На ГПУ весов или на индикаторе прикрепляется маркировочная табличка, содержащая
следующую информацию:
-
наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
-
условное обозначение весов;
-
заводской номер весов;
-
класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011;
-
значение максимальной нагрузки (Max) в виде: Мах =...... т;
-
значение минимальной нагрузки (Min) в виде: Min =...... т;
-
значения поверочного интервала (е) и действительной цены деления (d);
-
знак утверждения типа средств измерений;
-
класс точности при взвешивании вагонов по ГОСТ 8.647-2015 (при наличии);
-
класс точности при взвешивании состава из вагонов в целом по ГОСТ 8.647-2015
(при наличии);
-
максимальная нагрузка на платформу в виде: Мах
п
=...... т;
-
минимальная нагрузка на платформу в виде Min
п
=...... т;
-
цена деления при взвешивании в движении в виде: d =...... кг;
-
максимальная рабочая скорость в виде: V
max
=...... км/ч;
-
минимальная рабочая скорость в виде: V
min
=...... км/ч.
Весы выпускаются однодиапазонными в модификациях: ВВ-50-20; ВВ-100-50; ВВ-150-
50; ВВ-200-100, которые отличаются друг от друга значениями максимальной нагрузки, пове-
рочного интервала, а также исполнениями с разными габаритными размерами ГПУ.
Весы при заказе имеют обозначения вида:
ВВ-X
1
-X
2
-X
3
-X
4
(X
5
)-X
6
,
где ВВ – тип весов;
X
1
– исполнение ГПУ: С, ДТ, СДТ:
С– для статического повагонного взвешивания;
ДТ – для потележечного взвешивания в движении;
Лист № 3
Всего листов 10
СДТ – для статического и повагонного взвешивания в движении;
X
2
– величина максимальной нагрузки в т: 50, 100, 150, 200 (в режиме статического
взвешивания и в режиме взвешивания в движении);
X
3
– значение е, кг (для статического режима взвешивания): 20, 50,100;
X
4
– класс точности при взвешивании в движении вагона (при наличии):
0,2; 0,5; 1; 2;
X
5
– класс точности при взвешивании в движении состава (при наличии):
0,2; 0,5; 1; 2;
X
6
– значение d, кг (для режима взвешивания в движении): 20, 50, 100, 200, 500.
Общий вид весов представлен на рисунках 1 и 2, общий вид приборов весоизмеритель-
ных (индикаторов) представлен на рисунке 3.
Схема пломбировки от несанкционированного доступа и обозначение мест нанесения
знака поверки представлены на рисунке 4.
Рисунок 1 - Общий вид ГПУ весов модификаций ВВ-СДТ
Рисунок 2 - Общий вид ГПУ весов модификаций ВВ-ДТ
Лист № 4
Всего листов 10
МИ ВДА (ВЖА)/12Я
МИ ВДА (ВЖА)/7Я
CI 5010A
DIS 2116
Рисунок 3 – Общий вид индикаторов
МИ ВДА (ВЖА)/12Я и МИ ВДА (ВЖА)/7Я
Лист № 5
Всего листов 10
DIS 2116
CI 5010А
Рисунок 4 - Схема пломбировки индикаторов от несанкционированного доступа,
обозначение места нанесения знака поверки
Программное обеспечение
Программное обеспечение (далее – ПО) весов является встроенным, что соответствует
требованиям п. 5.5 ГОСТ OIML R 76-1–2011 «Дополнительные требования к электронным уст-
ройствам с Программным обеспечением» в части устройств с встроенным ПО.
ПО состоит из метрологически значимой и метрологически незначимой части.
Метрологически значимое ПО хранится в защищенной от демонтажа микросхеме, рас-
положенной в индикаторах и загружается на заводе-изготовителе. ПО «Программа управления
весами ООО Земик РУС», устанавливаемое на ПК, защищено от преднамеренных и непредна-
меренных изменений путем автоматического контроля идентификационных признаков при за-
пуске программы, в том числе с использованием электронного ключа. ПО не может быть моди-
фицировано, загружено или прочитано через какой-либо интерфейс после загрузки без приме-
нения специальных программных и аппаратных средств производителя.
Доступ к изменению метрологически значимых параметров осуществляется только в
сервисном режиме работы, вход в который защищен паролем. Для контроля изменений законо-
дательно контролируемых параметров предусмотрен несбрасываемый счетчик.
Идентификационные данные метрологически значимой части ПО могут быть выведены
либо на экран монитора ПК в главном окне программы, либо на индикаторе.
Нормирование метрологических характеристик проведено с учетом применения ПО.
Конструкция весов исключает возможность несанкционированного влияния на ПО и из-
мерительную информацию.
Уровень защиты ПО «средний» в соответствии с Р 50.2.077-2014.
Идентификационные данные ПО приведены в таблице 1.
Лист № 6
Всего листов 10
ПК
Таблица 1 – Идентификационные данные ПО
ИдентификационныеЗначение для индикатора или ПК
данные (признаки) МИ ВДА (ВЖА)/12ЯCI 5010АDIS 2116
МИ ВДА (ВЖА)/7Я
Идентификационное---
наименование ПО
Программа
управления ве-
сами ООО «Зе-
мик РУС»
3.04
Номер версии (иден-U2.011.0010Не ниже
тификационный но- 1.0020 Р1хх
мер) ПО 1.0030
Цифровой иденти--*-*-*
фикатор ПО
-*
Метрологические и технические характеристики
1 Статическое взвешивание
Класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011 …………………………………………средний (III).
Значения (Мах), (Min), (d), (е), интервалов нагрузки (m), пределов допускаемой погрешности
(mpe) и числа поверочных интервалов (n) при поверке приведены в таблице 2.
Модификации
n
ВВ-С(СДТ)-50-20
2500
ВВ-С(СДТ)-100-50
2000
ВВ-С(СДТ)-150-50
3000
2000
Таблица 2 - Метрологические характеристики
Мах, Min, d = е,
т т кг
500,420
100150
150150
ВВ-С(СДТ)-200-100
2002100
m, mpe,
т кг
от 0,4 до 10 включ±10
св. 10 до 40 включ±20
св. 40 до 50 включ.±30
св. 25 до 50 включ.±50
от 1 до 25 включ.±25
св.25 до 100 включ.±50
св. 25 до 100 включ.±50
св. 100 до 120 включ.±75
от 1 до 25 включ.±25
св. 25 до 100 включ.±50
св. 100 до 150 включ.±75
от 2 до 50 включ±50
св. 50 до 200 включ. ±100
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации равны удвоенному значению пределов до-
пускаемой погрешности при поверке (mpe).
Пределы допускаемой погрешности, после выборки массы тары соответствуют пределам до-
пускаемой погрешности, приведенным в таблице 2, для массы нетто при любом значении массы
тары, соответственно.
Значение
±0,25е
Мах+9е
от 0 до 100
Таблица 3 – Метрологические характеристики
Наименование характеристики
Точность устройства установки нуля
Показания индикации массы, кг, не более
Диапазон выборки массы тары (Т
–
), % от Max
Диапазон установки на нуль (суммарный) устройств установки нуля и
слежения за нулём, % от Мах, не более
Диапазон первоначальной установки нуля, % от Мах, не более
4
20
Лист № 7
Всего листов 10
2 Взвешивание в движении
Значения максимальной нагрузки (Max), максимальной массы вагона, максимальной нагрузки на
платформу (Мах
п
), минимальной массы вагона, минимальной нагрузки на платформу (Min
п
) по
ГОСТ 8.647-2015 для модификаций ВВ-ДТ представлены в таблице 4.
Исполнение
Максимальная масса вагона,
Max, Max
п
, т
Таблица 4 – Нагрузки весов для модификаций
Минимальная масса
вагона, Min
п
, т
ВВ-ДТ-50
ВВ-ДТ-100
ВВ-ДТ-150
ВВ-ДТ-200
50
100
150
200
16
16
16
16
Таблица 5 – Метрологические характеристики весов по ГОСТ 8.647-2015
Наименование характеристикиЗначение
Класс точности при взвешивании вагона в составе
0,2; 0,5; 1; 2
Класс точности при взвешивании составов
Действительная цена деления весов (d), кг
Максимальная нагрузка (Мах), т
Минимальная нагрузка (Min), т
Максимальная рабочая скорость (V
max
), км/ч
Минимальная рабочая скорость (V
min
), км/ч
0,2; 0,5; 1; 2
20; 50; 100; 200; 500
50; 100; 150; 200
2
10
3
Действительная цена деления в зависимости от максимальной нагрузки и классов точности
приведены в таблицах 6 и 7.
Модикация
кг
Таблица 6 - Действительная цена деления для классов точности весов в зависимости от макси-
мальной нагрузки и классов точности для модификаций ВВ-СДТ
Характеристика
ВВ-СДТ-50ВВ-СДТ-100
фи
ВВ-СДТ-150ВВ-СДТ-200
Класс точности 0,20,5
Действительная цена деления,
2050100100
Таблица 7 - Действительная цена деления для классов точности весов в зависимости от макси-
мальной нагрузки и классов точности для модификаций ВВ-ДТ
Класс точности
Мах, т0,20,512
Действительная цена деления, кг
502050100100
1005050100200
15050 100200500
20050 100200500
Пределы допускаемой погрешности при взвешивании в движении вагона при первичной
поверке, в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647-2015 и диапазона взвешивания
приведены в таблице 8.
Лист № 8
Всего листов 10
Таблица 8 - Пределы допускаемой погрешности при взвешивании в движении вагона
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне
Класс точностиот Min до 35 % Max включ.,св. 35 % Max,
% от 35 % Max% от измеряемой массы
0,2
±
0,10
±
0,10
0,5
±
0,25
±
0,25
1
±
0,50
±
0,50
2
±
1,00
±
1,00
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям,
приведенным в таблице 8.
При взвешивании вагона в составе без расцепки при первичной поверке не более чем 10 %
полученных значений погрешности весов могут превышать пределы, приведенные в таблице 6,
но не должны превышать пределы допускаемой погрешности в эксплуатации.
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава из (n) вагонов в
целом при первичной поверке, в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647-2015 и
диапазона взвешивания приведены в таблице 9.
Класс
точности
Таблица 9 - Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава из
(n) вагонов в целом
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне
от Min
×
n до 35 % Max
×
n включ.,св. 35 % Max·n,
% от 35 % Max
×
n
% от измеряемой массы
0,2
±
0,10
±
0,10
0,5
±
0,25
±
0,25
1
±
0,50
±
0,50
2
±
1,00
±
1,00
где n – количество контрольных вагонов в составе
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, при-
веденным в таблице 9.
Таблица 10 – Основные технические характеристики
Наименование характеристикиЗначение
Направление движения при взвешивании двустороннее
Время прогрева весов, мин, не менее 15
Особый диапазон рабочих температур, °С, для ГПУ с датчиками:
- типа С16Аот -50 до +50
- типа BM14G, HM14Cот -30 до +40
- типа МВ 150от -30 до +40
Диапазон рабочей температуры индикаторов, °Сот -10 до +40
Параметры электрического питания от сети переменного тока:
- напряжение, Вот 195,5 до 253
- частота, Гц от 49 до 51
Потребляемая мощность, В
×
A, не более
200
Габаритные размеры платформы ГПУ весов, мм:
- длинаот 1450 до 15000
- ширина от 1490 до 2000
Масса ГПУ весов, кгот 2000 до 20000
Количество грузоприёмных платформ, шт. от 1 до 10
Длина линии связи между ГПУ и индикатором, м, не более 30
Лист № 9
Всего листов 10
Знак утверждения типа
наносится на титульный лист Руководства по эксплуатации типографским способом и на табличку,
прикрепленную на ГПУ или на индикаторе, фотохимическим способом.
Комплектность средства измерения
Таблица 10 - Комплектность средства измерений
Наименование
Весы вагонные
Руководство по эксплуатации
Обозначение
ВВ
ВВ.00.000РЭ
Количество
1 шт.
1 экз.
Поверка
осуществляется:
- при статическом взвешивании по ГОСТ OIML R 76-1–2011 «ГСИ. Весы
неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания»
(приложение ДА. Методика поверки весов);
- при взвешивании в движении по ГОСТ 8.647-2015 «ГСИ. Весы вагонные автоматиче-
ские.Часть 1.Метрологическиеитехническиетребования.Методыиспытаний»
(приложение А. Методика поверки вагонных автоматических весов);
Основные средства поверки:
-
рабочий эталон единицы массы 4-го разряда по Приказу Росстандарта от 29.12.2018 г.
№ 2818 - гири номинальной массой от 100 до 5000 кг, класса точности М
1
и М
1-2
по
ГОСТ OIML R 111-1-2009 «ГСИ. Гири классов E
1
, E
2
, F
1
, F
2
, M
1
, M
1-2
, M
2
, M
2-3
и M
3
. Часть 1.
Метрологические и технические требования»;
-
контрольныевесыиконтрольныевагоны,соответствующиетребованиям,
изложенным в ГОСТ 8.647-2015 «ГСИ. Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологиче-
ские и технические требования. Методы испытаний».
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение
метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке и на пломбы, как показано на
рисунке 4.
Сведения о методиках (методах) измерений
приведены в эксплуатационном документе.
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к весам вагонным
ВВ
ГОСТ OIML R 76-1-2011 Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и
технические требования. Испытания
ГОСТ 8.647-2015 Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и
технические требования. Методы испытаний
Приказ Росстандарта от 29.12.2018 г. № 2818 Об утверждении Государственной пове-
рочной схемы для средств измерений массы
ТУ 28.29.31-002-0961044-2018 Весы вагонные ВВ. Технические условия
Изготовитель
Общество с ограниченной ответственностью «Земик Рус» (ООО «Земик Рус»)
ИНН 5003100330
Адрес: 108811, г. Москва, г. Московский, ул. Хабарова, дом 2, офис 401
Телефон (факс): +7 (495) 215-17-14
Лист № 10
Всего листов 10
Испытательный центр
Закрытое акционерное общество Консалтинго-инжиниринговое предприятие «Метроло-
гический центр энергоресурсов» (ЗАО КИП «МЦЭ»)
Адрес: 125424, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 88, стр. 8
Телефон (факс): +7 (495) 491-78-12
E-mail:
Аттестат аккредитации ЗАО КИП «МЦЭ» по проведению испытаний средств измерений
в целях утверждения типа № RA.RU.311313 от 09.10.2015 г.
Заместитель
Руководителя Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологииА.В. Кулешов
М.п.« ___ » _______________ 2019 г.
Готовы поверить данное средство измерений.
Поверка средств измерений.