Приложение к свидетельству № 70039
об утверждении типа средств измерений
Лист № 1
Всего листов 7
ОПИСАНИЕ ТИПА СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
Системы дорожного контроля СДК.Ам
Назначение средства измерений
Системы дорожного контроля СДК.Ам (далее - СДК) предназначены для:
- измерений осевых нагрузок и массы автодорожных колёсных транспортных средств
(далее - ТС), в том числе автопоездов, автоцистерн с жидкими грузами, включая сжиженные
газы, путём автоматического взвешивания по частям в движении или с остановкой;
- измерений межосевых расстояний и габаритных размеров ТС в движении.
Описание средства измерений
Принцип действия СДК при измерениях осевых нагрузок и массы ТС основан на
преобразовании деформаций упругих элементов датчиков, возникающих под действием
нагрузки на грузоприемную платформу в цифровой сигнал, пропорциональный измеряемой
нагрузке. Далее этот сигнал подается в вычислительный блок и подвергается математической
обработке программным обеспечением (далее - ПО) с дальнейшим определением значений
осевых нагрузок, массы, расстояний между смежными осями и влияющих факторов, таких как
скорость каждой оси и ускорение ТС, вычисляемое как изменение скорости для каждых двух
смежных осей, отнесенное к интервалу времени между проездами этих осей. Кроме того
вычисляются коэффициенты неравномерности осевых нагрузок и неопределенности массы ТС.
Принцип действия СДК при измерениях габаритных размеров основан на определении
расстояний до поверхности ТС двумя лазерно-триангуляционными измерителями профиля при
непрерывном контроле скорости ТС оптическим измерителем скорости. Далее эти результаты
измерений подвергаются математической обработке ПО с дальнейшим построением формы ТС
и определением габаритных размеров. Габаритные размеры определяются как длина, ширина и
высота наименьшего прямоугольного параллелепипеда, в который можно вписать форму ТС.
ПО СДК вычисляет значения осевых нагрузок, массы взвешиваемых ТС, а также их
габаритные размеры. Результаты измерений и вспомогательная информация выводятся на экран
монитора и сохраняются в памяти персонального компьютера (далее - ПК).
СДК представляют собой комплекс автоматических систем весового и габаритного
контроля (далее - АВГК) ТС, состоит из грузоприемного устройства (далее - ГПУ), лазерно-
триангуляционных измерителей профиля, оптического измерителя скорости и вычислительного
блока (далее - ПК), расположенного в шкафу управления.
ГПУ размещается на специально подготовленной площадке или на отдельной полосе
движения участка дороги с асфальтобетонным покрытием (далее - зона весового контроля).
ГПУ состоит из рамы, грузоприемной платформы, четырех цифровых весоизмерительных
тензорезисторных датчиков ДВТ-10-Р (изготовитель - ООО НИПВФ «Тензор», г. Ростов-на-
Дону) (далее - датчики) с узлами встройки. Датчики имеют неразъемное соединение через
соединительную коробку с источником питания ГПУ и ПК.
Грузоприемная платформа подвешена внутри рамы на датчиках растяжения и может
быть накрыта защитным металло-полимерным настилом, края которого закреплены на
неподвижной раме.
Лазерно-триангуляционные измерители профиля и оптический измеритель скорости, а
такжешкафуправлениярасполагаютсянаП-илиГ-образнойопоре.Лазерно-
триангуляционные измерители профиля состоят из полупроводниковых лазерных излучателей,
оптической системы формирования структурированной подсветки и видеокамеры с узкополосным
оптическим фильтром, которые расположены в термостатированном корпусе c автоматическим
поддержанием внутренней температуры в диапазоне от плюс 35 °С до плюс 50 °С. Оптический
измеритель скорости состоит из источника инфракрасного излучения, объектива, растровой
диафрагмы и приемника излучения, которые расположены в корпусе.
Лист № 2
Всего листов 7
Результаты измерений отображаются на дисплее и сохраняются в базе данных (далее - БД).
СДК выпускаются в модификациях с обозначением «СДК.Ам-X
1
2
3
4
», где:
«X
1
» - определяет конструктивные особенности и принимает значения:
«1» - для ГПУ без защитного настила,
«2» - для ГПУ с металло-полимерным защитным настилом;
«X
2
» - определяет конструктивные особенности и принимает значения:
«1» - для ГПУ с жестким подвесом грузоприемной платформы,
«2» - для ГПУ оснащенного системой демпфирования механических колебаний;
«X
3
» - определяет требования к зоне весового контроля (согласно эксплуатационному
документу) и принимает значения:
«1» - ГПУ устанавливается на специально подготовленных площадках или участках
дороги,
«2» - ГПУ на отдельной полосе движения участка дороги;
«X
4
» - определяет наличие тех или иных сервисных устройств, и может принимать
значения и их сочетания:
«В» - наличие устройства видеонаблюдения и автоматической записи изображения
ТС в момент взвешивания,
«И» - наличие устройства идентификации взвешиваемых ТС,
«Д» - наличие дополнительного показывающего устройства,
«У» - наличие устройства автоматического управления движением ТС,
«Г»- наличие устройства автоматического измерения габаритных размеров ТС.
Общий вид СДК представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 - общий вид СДК
Схема пломбировки приведена на рисунках 2-3.
Лист № 3
Всего листов 7
Место пломбировки
Рисунок 2 - схема пломбировки (шкаф управления)
Место пломбировки
Рисунок 3 - схема пломбировки (соединительная коробка ГПУ)
Программное обеспечение
ПО СДК функционально делится на метрологически значимую и незначимую части.
Метрологически значимая часть осуществляет обработку измерительной информации,
сохранение результатов регулировки и измерений в БД. В состав метрологически значимой
части ПО входят подпрограммы защиты результатов регулировки и измерительной информации,
в том числе при передаче информации в БД. Метрологически значимая часть ПО формирует
управляющие сигналы для метрологически незначимой части ПО, которая осуществляет
взаимодействие с сервисными устройствами, в том числе:
- автоматического формирования БД результатов измерений, движущихся в потоке ТС
с фиксацией даты и времени проезда;
- объективного контроля качества измерений осевых нагрузок ТС на ГПУ во время
взвешивания в движении с сохранением осциллограмм проезда.
Для защиты метрологически значимой части ПО применяются следующие средства:
- при запуске ПО выполняется проверка целостности и подлинности метрологически
значимой части;
-при нарушении целостности ПО, на дисплей ПК выводится сообщение о характере
нарушений, и работа СДК блокируется;
- регулировка СДК возможна только при наличии пароля и специального электронного
ключа;
-все изменения регулировочных коэффициентов сохраняются в электронном журнале
событий, текущее значение которого может быть просмотрено через меню пользователя;
-защитаотнесанкционированногодоступаосуществляетсяопломбированием
соединительной коробки и шкафа управления.
Идентификационные данные метрологически значимой части ПО отображаются на
дисплее ПК во время работы программы в главном окне на вкладке «Идентификационные
признаки ПО» и соответствуют таблице 1.
Уровень защиты ПО «Высокий» в соответствии с Р 50.2.077-2014.
Лист № 4
Всего листов 7
Таблица 1 - Идентификационные данные ПО
Идентификационные данные (признаки)Значение
1 2
Идентификационное наименование ПОKlient_car
Номер версии (идентификационный номер) ПО не ниже V.1.0.3.XX*
Цифровой идентификатор ПО 9CB0B72E**
9B134659***
* обозначение «XX» не относится к метрологически значимой части ПО
** контрольная сумма метрологически значимой части ПО системы весового контроля,
вычисляемая по алгоритму CRC32
*** контрольная сумма метрологически значимой части ПО системы габаритного контроля,
вычисляемая по алгоритму CRC32
Метрологические и технические характеристики
1 Режим статического взвешивания
Таблица 2 - Характеристики при статическом взвешивании объектов, полностью размещаемых
на грузоприёмной платформе
Наименование характеристикиЗначение
Диапазон измерений массы, т от 1,5 до 20 включ.
Цена деления (шкалы), т 0,02
Пределы допускаемой абсолютной погрешности при поверке,
в интервалах нагрузок, т:*
от 1,5 до 10 включ.±0,01
св. 10 до 20 включ.±0,02
* в эксплуатации пределы допускаемой абсолютной погрешности удваиваются
осевых нагрузок и массы
Таблица 3 - Характеристики при измерениях статических
неподвижных ТС в режиме измерений по частям
Наименование характеристики
Диапазон измерений осевой нагрузки, т
Максимальное число осей ТС (n), шт.
Максимальная масса ТС, т
Минимальная масса ТС, т
Цена деления (шкалы), т
Значение
от 1,5 до 20 включ.
16
n∙20
n∙1,5
0,02
Значение длодификаций
4
Таблица 4 - Пределы допускаемой относительной погрешности измерений статических осевых
нагрузок и массы неподвижных ТС в режиме измерений по частям при поверке и в
эксплуатации
Наименование характеристики
СДК.Ам-Х
1
2
-1-Х
я м
СДК.Ам-Х
1
2
-2-Х
4
Пределы допускаемой относительной погрешности
измерений статических осевых нагрузок ТС,
% в зависимости от измеренного значения:
св. 6 т до 20 т включ.±1±2
св. 3 т до 6 т включ.±2±3
от 1,5 т до 3 т включ.±4±4
в зависимости от измеренного значения массы ТС:
св. 12 т,±1±1
св. 6 до 12 т включ.±2±2
от 3 до 6 т включ.±3±3
Лист № 5
Всего листов 7
2 Режим измерений в движении
Таблица 5 - Характеристики при измерениях осевых нагрузок и массы ТС в движении
Наименование характеристикиЗначение
Диапазон измерений динамических осевых нагрузок, тот 1,5 до 20
Максимальное число осей ТС (n), шт. 16
Максимальная масса ТС, т n∙20
Минимальная масса ТС, т 3
Цена деления (шкалы), т 0,02
П р и м е ч а н и е - для модификации СДК.Ам-Х
1
2
-1-Х
4
в соответствии с условиями
размещения ГПУ на специальной площадке может быть установлено ограничение
максимальной скорости при взвешивании менее 90 км/ч.
Пределы допускаемой относительной погрешности измерений осевых нагрузок и
массы ТС в зависимости от расчетных параметров (коэффициента неравномерности движения
к
нер
и неопределенности измерений массы ТС - δ
м
) представлены в таблице 6
Таблица 6 - Пределы допускаемой относительной погрешности измерений осевых нагрузок и
массы ТС в движении
Значение для модификаций
Наименование характеристики
СДК.Ам-Х
1
2
-1-Х
4
СДК.Ам-Х
1
2
-2-Х
4
Пределы допускаемой относительной погрешности
измерений осевых нагрузок ТС, %, в зависимости
от к
нер
:
к
нер
≤ 1±1±2
1 <к
нер
≤ 2±2±3
2 <к
нер
≤ 4±4±4
4 <к
нер
≤ 8±8±8
8<к
нер
не нормируется
Пределы допускаемой относительной погрешности
измерений массы ТС в движении, %, в зависимости
от δ
м
:
δ
м
≤ 1±1
1 <δ
м
≤ 2±2
2 <δ
м
≤ 3±3
3 <δ
м
≤ 5±5
Примечания:
1 Для каждой осевой нагрузки и массы ТС, в зависимости от сочетания влияющих
факторовавтоматическивычисляетсякоэффициентнеравномерностидвижения - к
нер
и коэффициент неопределенности измерений массы ТС - δ
м
;
2 Если хотя бы для одной оси ТС погрешность измерения осевой нагрузки
не нормируется, то погрешность измерений массы также не нормируется.
3 К влияющим факторам относятся: ускорения ТС во время взвешивания, амплитуда
и форма колебаний осевой нагрузки, а также особенности конструкции ТС.
Лист № 6
Всего листов 7
±4
Таблица 7 - Измерение расстояний между смежными осями ТС в движении со скоростью
в интервале свыше 6 до 90 км/ч
Наименования характеристикЗначение
Максимальное расстояние, м 15
Минимальное расстояние, м 0,9
Цена деления (шкалы), м 0,01
Пределы допускаемой относительной погрешности измерений
расстояний между смежными осями одиночного ТС, %
Примечание - для автопоездов и сочлененных ТС результат измерений расстояний между
последней осью тягача и первой осью прицепа (полуприцепа) не учитывает возможный люфт в
сцепных устройствах.
Таблица 8 - Характеристики СДК при измерениях габаритных размеров ТС в движении
Наименования характеристикЗначение
Дискретность отсчета по высоте, м0,02
Дискретность отсчета по ширине, м0,05
Дискретность отсчета по длине, м 0,2
Диапазон измерений длины ТС, м от 3 до 30 включ.
Диапазон измерений ширины ТС, м от 1,6 до 5 включ.
Диапазон измерений высоты ТС, м от 1,6 до 5 включ.
Пределы допускаемой погрешности измерений размеров ТС, м
- длина±0,6
- ширина±0,1
- высота ±0,06
Таблица 9 - Общие технические характеристики СДК
Наименования характеристикиЗначение
Рабочий диапазон скоростей при взвешивании в движении, км/ч св. 0 до 90
Допустимый диапазон ускорений ТС при взвешивании в движении, м/с
2
от -0,2 до +0,2
Рабочий диапазон температур,
С
- для ГПУ и системы габаритного контроля
от -40 до +50
- для ПК и периферийного оборудования
от +15 до +30
Параметры электрического питания от сети переменного тока:
- напряжение, Вот 187 до 242
- частота, Гц от 49 до 51
Размеры грузоприемной платформы, мм, не более
- ширина4000
- длина1000
Длина кабельной линии, м, не более1000
П р и м е ч а н и е - ускорение ТС приводит к перераспределению осевых нагрузок и,
соответственно, к увеличению погрешности измерений. Если ускорение ТС при взвешивании
превысило заданные пределы диапазона, то погрешность измерения осевых нагрузок и массы
ТС не нормируется, а результаты измерений считаются оценочными.
Знак утверждения типа
наносится графическим способом на маркировочную табличку, расположенную на ГПУ и
типографским способом на титульный лист руководства по эксплуатации.
Лист № 7
Всего листов 7
Комплектность средства измерений
Таблица 10 - Комплектность средства измерений
Наименование
СДК
Комплект дополнительных устройств
Методика поверки
Руководство по эксплуатации
Обозначение
--
МП 204-31-2017
-
Количество
1 шт.
1 компл.
1 экз.
1 экз.
Поверка
осуществляется по документу МП 204-31-2017 «ГСИ. Системы дорожного контроля СДК.Ам.
Методика поверки», утвержденному ФГУП «ВНИИМС» 25 декабря 2017 г.
Основные средства поверки:
- гири 4-го разряда в соответствии с ГОСТ 8.021-2015.
- рулетка измерительная металлическая класса точности 3 по ГОСТ 7502-98.
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение
метрологических характеристик, поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке средств измерений.
Сведения о методиках (методах) измерений
приведены в эксплуатационном документе.
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к системам
дорожного контроля СДК.Ам
ГОСТ 8.021- 2015 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений массы
ТУ 28.29.31-005-49804336-2018 Системы дорожного контроля СДК.Ам. Техническиеусловия
Изготовитель
Общество с ограниченной ответственностью Научно-исследовательская и производственно-
внедренческая фирма «Тензор» (ООО НИПВФ «Тензор»)
ИНН 6168077406
Адрес: 344058, г. Ростов-на-Дону, ул. 2-я Краснодарская, 129
Тел./факс: 8 (863) 218 5583, 8 (863) 218 5584
Web-сайт: tenzor-rostov.ru; E -mail: sdk@tenzor-rostov.ru
научно-
средств
Испытательный центр
Федеральноегосударственноеунитарноепредприятие«Всероссийский
исследовательский институт метрологической службы» (ФГУП «ВНИИМС»)
Адрес: 119361, г. Москва, ул. Озерная, 46
Тел./факс: 8 (495) 437-55-77/ 8 (495) 437-56-66
Web-сайт: www.vniims.ru; E-mail: office@vniims.ru
Аттестат аккредитации ФГУП «ВНИИМС» по проведению испытаний
измерений в целях утверждения типа №30004-13 от 09.02.2018 г.
Заместитель
Руководителя Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологииС.С. Голубев
М.п.« ___ » _______________ 2018 г.
Готовы поверить данное средство измерений.
Поверка средств измерений.
ООО СУПРР 8(812)209-15-19, info@saprd.ru