Приложение к свидетельству № 69748
об утверждении типа средств измерений
Лист № 1
Всего листов 11
ОПИСАНИЕ ТИПА СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
Весы вагонные 7260
Назначение средства измерений
Весы вагонные 7260 (далее - весы) предназначены для:
- повагонного статического взвешивания порожних и груженых вагонов/цистерн/
вагонеток с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими грузами;
- повагонного взвешивания в движении порожних и груженых вагонов/цистерн/
вагонеток в составе поезда без расцепки и поездов в целом с сухими сыпучими, твердыми,
жидкими грузами;
- поосного и потележечного взвешивания в движении порожних и груженых вагонов/
цистерн/вагонеток в составе поезда без расцепки и поездов в целом с сухими, сыпучими,
твердыми, жидкими грузами.
Описание средства измерений
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругих элементов
весоизмерительных тензорезисторных датчиков (далее - датчик), возникающей под действием
силы тяжести взвешиваемого груза, в аналоговый или цифровой выходной электрический
сигнал, изменяющийся пропорционально массе груза.
Аналоговые электрические сигналы с датчиков поступают в терминал, содержащий
аналогово-цифровой преобразователь, где сигналы суммируются и преобразуются в цифровой
код. В случае использования цифровых датчиков прикладываемая нагрузка преобразуется в
цифровой сигнал в датчиках. Результаты взвешивания и значение массы груза индицируются на
цифровом дисплее, расположенном на передней панели терминала вместе с функциональной
клавиатурой.
Весы состоят из грузоприемного устройства (далее - ГПУ), имеющего одну или
несколько весовых платформ с датчиками с установочной оснасткой, терминалов и/или внешних
электронных устройств (компьютера или принтера) со встроенным программным обеспечением
(ПО).
В весах используются изготавливаемые Mettler Toledo:
- цифровые датчики POWERCELL PDX (SLC 0820);
- цифровые датчики MTX;
- аналоговые датчики GD (0782);
- терминалы серии IND (IND246, IND560, IND570, IND570xx, IND780, IND780xx).
Ко всем терминалам возможно подключение периферийного оборудования: вторичных
дисплеев (ADI или 8660), устройства обработки цифровых данных АRМ100, A100, ПЭВМ,
принтеров, аппаратуры автоматической идентификации вагонов.
В модификациях весов, предназначенных для взвешивания в движении, дополнительно
может использоваться микропроцессорный контроллер IND9R86 (далее - контроллер),
производства Меттлер-Толедо. Контроллер производит распознавание типа и порядкового
номера вагона в составе, определение количества осей, положение локомотива и вагона в составе,
направление движения состава и скорости движения каждого взвешиваемого вагона, формирование
протоколов измерения массы вагонов и составов из них. На дисплей также выводится статус
процесса взвешивания, порядковый номер взвешиваемого вагона в составе и самого состава.
Результаты измерений выводятся на дисплей контроллера и/или компьютера. Результаты
измерений для версии микропроцессорного контроллера IND9R86 без дисплея и кнопок
управления выводятся на дисплей компьютера.
Лист № 2
Всего листов 11
Управление весами осуществляется с помощью функциональных клавиш контроллера
или с помощью компьютера. Результаты взвешивания от контроллера могут быть переданы
на внешние электронные устройства по последовательным защищенным интерфейсам RS-232,
RS-485/422, USB, Ethernet и другим интерфейсам связи.
В весах предусмотрены следующие устройства и функции:
а) при статическом взвешивании:
-
полуавтоматическое устройство установки на нуль (ГОСТ OIML R 76-1-2011,
п. Т.2.7.2.2);
-
устройство первоначальной установки на нуль (ГОСТ OIML R 76-1-2011,
п. Т.2.7.2.4);
-
устройство слежения за нулем (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.3);
-
устройство выборки массы тары (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.4);
б) при взвешивании в движении:
-
устройство первоначальной установки нуля;
-
устройство автоматической установки нуля;
-
устройство распознавания вагонов;
-
устройствоотображениярезультатоввзвешивания (массывагона, состава) ипечати;
-
устройство автоматического определения положения локомотива и исключения
его массы из результатов взвешивания при взвешивании вагонов без расцепки;
-
устройство автоматического определения направления движения;
-
автоматическое определение количества осей, тележек и скорости движения
каждого взвешиваемого вагона;
устройство сигнализации о перегрузке;
-
устройство сигнализации о превышении предела допускаемой скорости
движения.
На ГПУ весов прикрепляется маркировочная табличка, содержащая следующую
информацию:
-
наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
-
условное обозначение весов;
-
заводской номер весов;
-
класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011;
-
значение максимальной нагрузки (Max);
-
значение минимальной нагрузки (Min);
-
значения поверочного интервала (е) и действительной цены деления (d);
-
знак утверждения типа средств измерений;
-
обозначение типа и серийный номер терминала;
-
класс точности при взвешивании вагонов по ГОСТ 8.647-2015;
-
класс точности при взвешивании состава из вагонов в целом по ГОСТ 8.647-2015;
-
максимальная нагрузка в виде: Мах =...... т;
-
максимальная нагрузка на платформу в виде: Мах
п
=...... т;
-
минимальная нагрузка в виде: Min =...... т;
-
минимальная нагрузка на платформу в виде Min
п
=...... т;
-
цена деления при взвешивании в движении в виде: d =...... кг;
-
поверочный интервал весов при статическом взвешивании в виде: e =...... кг;
-
максимальная рабочая скорость в виде: V
max
=...... км/ч;
-
минимальная рабочая скорость в виде: V
min
=...... км/ч .
Весы изготавливаются в следующих модификациях:
- однодиапазонные: 7260Y [1]-10; 7260Y [1]-20; 7260Y [1]-50; 7260Y [1]-100; 7260Y [1]-150;
7260Y [1]-200; 7260Y [1]-250; 7260Y [1]-300; 7260Y [1]-400;
- двухинтервальные: 7260Y [1]-100/150; 7260Y [1]-100/200;
Лист № 3
Всего листов 11
- трехинтервальные: 7260Y [1]-50/100/200, которые отличаются друг от друга значением
максимальной нагрузки, количеством платформ в ГПУ, типами применяемых весоизмерительных
датчиков и подключаемых терминалов.
Весы при заказе имеют обозначения вида:
7260Y [1]-[2],
где 7260Y - обозначение модификации, при этом Y имеет значения S, M или SM:
- 7260S - для статического взвешивания;
- 7260M - для поосного и потележечного взвешивания в движении;
- 7260SM - универсальные: для статического взвешивания и взвешивания движении
ва-гонов/цистерн/вагонетоr и составов из них;
[1] - (LxW) - размер платформы ГПУ (длина х ширина), м;
[2] - значение (Max), т: 10; 20; 50; 100; 150; 200; 250; 300; 400.
Примеры обозначения при заказе:
7260S 16x3-100 - весы для статического взвешивания, размеры ГПУ= (16x3) м, Мах = 100 т;
7260М 4,5x3-200 - весы для взвешивания в движении, размеры ГПУ= (4,5x3) м, Мах = 200 т;
7260SМ 16x3-100 - весы комбинированные для статического взвешивания и взвешивания
в движении, размеры ГПУ= (16x3) м, Мах = 100 т.
Общий вид весов представлен на рисунках 1 и 2, контроллера IND9R86 - на рисунке 3.
Схема пломбировки от несанкционированного доступа и обозначение мест нанесения
знака поверки представлены на рисунке 4.
Рисунок 1 - Общий вид весов
Лист № 4
Всего листов 11
Рисунок 2 - Общий вид весов
Рисунок 3 - Общий вид контроллера IND9R86
Лист № 5
Всего листов 11
Рисунок 4 - Место пломбировки терминалов панельного и настольного исполнений
Программное обеспечение
ПОвесовявляетсявстроенным,чтосоответствуеттребованиямп.5.5
ГОСТ OIML R 76-1-2011. «Дополнительные требования к электронным устройствам
с Программным обеспечением» в части устройств с встроенным ПО.
ПО состоит из модулей (подпрограмм) обслуживания периферии, расчета массы
и взаимодействия с пользователем.
ПО позволяет реализовывать следующие функции:
-
отображения результатов взвешивания (массы тележек, вагона и поезда);
-
исключения возможностикорректировки результатов взвешивания;
-
вычисления значения перегруза или недогруза вагона относительно массы, указанной
в перевозочных документах или трафаретного значения его грузоподъемности, вводимого
оператором;
-
привязки результатов взвешивания к дате и времени, а также их хранение
в защищённой локальной базе данных;
-
расчета массы взвешиваемого груза с поправкой на выталкивающую силу воздуха;
-
автоматического определения положения локомотива и исключение его массы
из результатов взвешивания при взвешивании в движении вагонов без расцепки;
-
регистрация несоблюдения скоростного режима;
-
идентификация типа вагонов по количеству осей при взвешивании в движении;
-
автоматического определения направления движения и скорости каждого вагона
при взвешивании в движении;
-
определения разности нагрузок по бортам и по тележкам вагона;
-
определения нагрузки от оси вагона;
-
формирования и печати стандартных протоколов с результатами взвешивания
по различным параметрам запроса;
-
диагностики оборудования весов с оперативным информированием о неисправностях.
Доступ к изменению метрологически значимых параметров осуществляется только
в Сервисном режиме работы терминалов, вход в который защищен административным паролем
и невозможен без применения специализированного оборудования производителя.
Дополнительно для защиты законодательно контролируемых параметров используется
пломбирование терминалов, как показано на рисунке 4.
Идентификационным признаком ПО служит номер версии, который отображается
на дисплее терминала при включении в сеть или может быть вызван через меню ПО.
Нормирование метрологических характеристик проведено с учетом ПО.
Конструкция весов исключает возможность несанкционированного влияния на ПО
и измерительную информацию.
Место пломбировки
а) панельного исполнения
Место пломбировки
б) настольного исполнения
Лист № 6
Всего листов 11
Уровень защиты ПО «высокий» в соответствии с Р 50.2.077-2014.
Идентификационные данные ПО приведены в таблице 1.
IND246
IND560
MCN1.x
Таблица 1 - Идентификационные данные ПО
Значение для терминала
Идентификационные данные (признаки)
IND780IND570,
IND780xxIND570xx
Идентификационное наименование ПО
Terminal FW
Terminal FW
ПО
Номер версии (идентификационный номер)
x.x.yyx.xx.yyyyх.ххx.xx.yy
Цифровой идентификатор ПО-*-*-*-*
где - х и у принимают значения от 0 до 9.
* - Данные недоступны, так как данное ПО не может быть модифицировано, загружено
или прочитано через какой-либо интерфейс после опломбирования
Метрологические и технические характеристики
1 Статическое взвешивание
Класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011 ………………………………………… средний (III).
Значения (Мах), (Min), (d), (е), интервалов нагрузки (m), пределов допускаемой погрешности
(mpe) и числа поверочных интервалов (n) при первичной поверке приведены в таблице 2.
Модификация
n
7260Y [1]-20
4000
2000
7260Y [1]-50
5000
7260Y [1]-100
5000
7260Y [1]-150
3000
5000
7260Y [1]-
100/150
7260Y [1]-200
4000
Таблица 2 - Метрологические характеристики весов
1
Мах, Min, d = е,
т т кг
2 3 4
7
200,15
7260Y [1]-20
200,210
500,210
1000,420
150150
100
0,4
20
15050
3000
200150
m,mpe,
т кг
5 6
от 0,1 до 2,5 включ±2,5
от 2,5 до 10 включ ±5
св.10 до 20 включ.±7,5
от 0,2 до 5 включ. ±5
св. 5 до 20 включ. ±10
от 0,2 до 5 включ. ±5
св. 5 до 20 включ. ±10
св. 20 до 50 включ. ±15
от 0,4 до 10 включ. ±10
св. 10 до 40 включ. ±20
св. 40 до 100 включ. ±30
от 1 до 25 включ. ±25
св. 25 до 100 включ. ±50
св. 100 до 150 включ. ±75
от 0,4 до 10 т включ. ±10
св. 10 до 40 т включ. ±20
св. 40 до 100 т включ. ±30
св. 100 до 150 т включ. ±75
от 1 до 25 включ. ±25
св. 25 до 100 включ. ±50
св. 100 до 200 включ. ±75
Лист № 7
Всего листов 11
Продолжение таблицы 2
12
34
7260Y [1]-50
50/100/200
100
200
10
0,2
20
50
7260Y [1]-100
100/200
200
0,4
20
50
7260Y [1]-250250
150
trial [1]-300300
2100
7260Y [1]-400400
2100
567
от 0,2 до 5 включ. ±5
св. 5 до 20 включ.±105000
св. 20 до 50 включ.±15
св. 50 до 100 включ.±305000
св. 100 до 200 включ.±754000
от 0,4 до 10 т включ.±10
св. 10 до 40 т включ.±205000
св. 40 до 100 т включ.±30
св. 100 до 200 включ.±754000
от 1 до 25 включ.±25
св. 25 до 100 включ.±505000
св. 100 до 250 включ.±75
от 2 до 50 включ.±50
св. 50 до 200 включ.±1003000
св. 200 до 300 включ.±150
от 2 до 50 включ.±50
св. 50 до 200 включ.±1004000
св. 200 до 400 включ.±150
Примечание - Весы со значением n более 3000 делений устанавливаются в закрытых,
защищенных от механических и атмосферных воздействий конструкциях
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации равны удвоенному значению пределов
допускаемой погрешности при первичной поверке (mpe).
Пределы допускаемой погрешности, после выборки массы тары соответствуют пределам
допускаемой погрешности, приведенным в таблице 2, для массы нетто при любом значении
массы тары, соответственно.
Значение
±0,25е
Мах+9е
от 0 до 100
от 0 до 100
Таблица 3 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики
Точность устройства установки нуля
Показания индикации массы, кг, не более
Диапазон выборки массы тары (Т
-
):
- для однодиапазонных, % от Max-e
- для двухинтервальных и трехинтервальных весов, % Max
1
-e
1
Диапазон установки на нуль (суммарный) устройств установки нуля
и слежения за нулём, % от Мах, не более
Диапазон первоначальной установки нуля, % от Мах, не более
4
20
2 Взвешивание в движении
Таблица 4 - Метрологические характеристики весов по ГОСТ 8.647-2015
Наименование характеристикиЗначение
12
Класс точности при взвешивании вагона в составе 0,2; 0,5; 1; 2; 5
Класс точности при взвешивании составов 0,2; 0,5; 1; 2; 5
Действительная цена деления весов (d), кг10; 20; 50; 100; 200; 500; 1000
Максимальная нагрузка (Мах), т 10; 20; 50; 100; 150; 200, 250; 300
Минимальная нагрузка (Min), т 1
Максимальная рабочая скорость (V
max
), км/ч 10
Минимальная рабочая скорость (V
min
), км/ч 0,5
Лист № 8
Всего листов 11
Действительная цена деления в зависимости от максимальной нагрузки и классов точности
приведена в таблице 5.
точности весов
в зависимости
2
5
Мах,
т
Таблица 5 - Действительная цена деления для классов
от максимальной нагрузки и классов точности
Класс точности
0,20,51
Действительная цена деления, кг
10 10 10; 20 20
20 10; 20; 10 50
5010; 20; 5050; 100100; 200
100 20;50; 100100; 200
150 50; 20/50 100 200
200 50; 20/50; 10/20/50 100 200
250 50 100 200
300 - - -
20; 50;100
50;100
200; 500
200; 500
500
500
500
500
50;100
100
-
500;1000
1000
1000
--
Пределы допускаемой погрешности при взвешивании в движении вагона при первичной
поверке, в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647-2015 и диапазона взвешивания
для модификации весов 7260SM указаны в таблице 6.
Таблица 6 - Пределы допускаемой погрешности при взвешивании в движении вагона для
модификации весов 7260SM
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне
Класс точностиот Min до 35 % Max включ.,св. 35 % Max,
% от 35 % Max% от измеряемой массы
0,2
±
0,1
±
0,1
0,5
±
0,25
±
0,25
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям,
приведенным в таблице 6.
При взвешивании вагона в составе без расцепки при первичной поверке не более чем 10 %
полученных значений погрешности весов могут превышать пределы, приведенные в таблице 6,
но не должны превышать пределы допускаемой погрешности в эксплуатации.
Пределы допускаемой погрешности при взвешивании в движении вагона при первичной поверке,
в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647-2015 и диапазона взвешивания для модификации
весов 7260M приведены в таблице 7.
Таблица 7 - Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении вагона
для модификации весов 7260M
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне
Класс точностиот Min до 35 % Max·включ.,св. 35 % Max,
% от 35 % Max·% от измеряемой массы
0,2
±
0,10
±
0,10
0,5
±
0,25
±
0,25
1 ±0,5 ±0,5
2 ±1,0 ±1,0
5 ±2,5 ±2,5
Лист № 9
Всего листов 11
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям,
приведённым в таблице 7.
При взвешивании вагона в составе без расцепки при первичной поверке не более чем 10 %
полученных значений погрешности весов могут превышать пределы, приведенные в таблице 7,
но не должны превышать пределы допускаемой погрешности в эксплуатации.
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава из (n) вагонов
в целом при первичной поверке, в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647-2015
и диапазона взвешивания для модификации весов 7260SM указаны в таблице 8.
Класс
точности
Таблица 8 - Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава
из (n) вагонов в целом модификации 7260SM
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне
от Min
×
n до 35 % Max
×
n включ.,св. 35 % Max·n,
% от 35 % Max
×
n
% от измеряемой массы
0,2
±
0,10
±
0,10
0,5
±
0,25
±
0,25
где n - количество контрольных вагонов в составе
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям,
приведенным в таблице 8.
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава из (n) вагонов
в целом при первичной поверке, в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647-2015
и диапазона взвешивания для модификации 7260M приведены в таблице 9.
Класс
точности
Таблица 9 - Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава
из (n) вагонов в целом для модификации 7260M
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне
от Min
×
n до 35 % Max
×
n включ.,св. 35 % Max·n,
% от 35 % Max
×
n
% от измеряемой массы
0,2±0,1 ±0,1
0,5 ±0,25 ±0,25
1 ±0,5 ±0,5
2 ±1,0 ±1,0
5 ±2,5 ±2,5
где n - количество контрольных вагонов в составе
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям,
приведённым в таблице 9.
Значение
2
двустороннее
30
от -50 до +50
от -10 до +40
Таблица 10 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики
1
Направление движения при взвешивании
Время прогрева весов, мин, не менее
Особый диапазон рабочих температур для ГПУ с датчиками, °С:
Диапазон рабочей температуры терминалов и контроллера
(п. 3.9.2.2 ГОСТ OIML R 76-1-2011 и п. 6.10 ГОСТ 8.647-2015), °С
Параметры электрического питания от сети переменного тока:
- напряжение, В
- частота, Гц
от 195,5 до 253
от 49 до 51
Лист № 10
Всего листов 11
2
600
Продолжение таблицы 2
1
Потребляемая мощность, В
×
A, не более
Габаритные размеры платформы ГПУ весов, мм:
- длина
- ширина
Масса ГПУ весов, кг
Количество грузоприёмных платформ, шт.
Длина линии связи между ГПУ терминалом, м, не более
Средняя наработка на отказ, ч
Средний срок службы, лет
от 1000 до 40600
от 1000 до 3000
от 9000 до 45000
от 1 до 10
1000
24000
15
Знак утверждения типа
наносится на титульный лист Руководства по эксплуатации типографским способом
и на табличку, прикрепленную на ГПУ, фотохимическим способом.
Комплектность средства измерений
Таблица 11 - Комплектность средства измерений
Наименование
Весы вагонные
Руководство по эксплуатации
Обозначение
7260
-
Количество
1 шт.
1 экз.
Поверка
осуществляется:
- при статическом взвешивании по ГОСТ OIML R 76-1-2011 «ГСИ. Весы неавтоматического
действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания» (приложение ДА.
Методика поверки весов);
- при взвешивании в движении по ГОСТ 8.647-2015 «ГСИ. Весы вагонные автоматические.
Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний» (приложение А.
Методика поверки вагонных автоматических весов);
Основные средства поверки:
-
рабочийэталонединицымассы4-горазрядапоГОСТ8.021-2015«ГСИ.
Государственная поверочная схема для средств измерений массы» гири класса точности М
1
и М
1-2
по ГОСТ OIML R 111-1-2009 «ГСИ. Гири классов E
1
, E
2
, F
1
, F
2
, M
1
, M
1-2
, M
2
, M
2-3
и M
3
.
Часть 1. Метрологические и технические требования»;
-
контрольные весы и контрольные вагоны, соответствующие требованиям, изложенным
в ГОСТ 8.647-2015 «ГСИ. Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические
и технические требования. Методы испытаний».
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение
метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке и на пломбы, как показано
на рисунке 4.
Сведения о методиках (методах) измерений
приведены в эксплуатационном документе.
Лист № 11
Всего листов 11
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к весам вагонным
7260
ГОСТ OIML R 76-1-2011 Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические
и технические требования. Испытания
ГОСТ 8.647-2015 Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические
требования. Методы испытаний
ГОСТ 8.021-2015 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений массы
Техническая документация изготовителя.
Изготовители
Фирма «Mettler Toledo Inc (LLC)», США
1900 Polaris Parkway, Columbus, OH 43240, США
1150 Dearborn Drive, Worthington, OH 43085, США
Телефон: +1 800 523 5123
Фирма «Mettler-Toledo (Changzhou) Measurement Technology Ltd.», Китай
№ 111 West Taihu Road, Xinbei District, Changzhou, Jiangsu 213125, Китай
Телефон: +86 519 86642040
Факс: +86 519 86641991
Фирма «Mettler-Toledo (Chengdu) Scale & System Ltd.», Китай
№ 28 PuDa Road, East Industry Zone, XinDu District, Chengdu, Sichuan Province, Китай
Телефон: +86 028 81047123
Факс: +86 028 81047162
Заявитель
Акционерное общество «Меттлер-Толедо Восток»
(АО «Меттлер-Толедо Восток»)
ИНН 7705125499
Адрес: 101000, г. Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, стр. 1, комн. 8, 10, 16
Телефон: +7 (495) 777-70-77, +7 (495) 651-98-86
Факс: +7 (499) 272-22-74
E-mail:
Испытательный центр
ЗакрытоеакционерноеобществоКонсалтинго-инжиниринговоепредприятие
«Метрологический центр энергоресурсов» (ЗАО КИП «МЦЭ»)
Адрес: 125424, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 88, стр. 8
Телефон (факс): +7 (495) 491-78-12
E-mail:
Аттестат аккредитации ЗАО КИП «МЦЭ» по проведению испытаний средств измерений
в целях утверждения типа № RA.RU.311313 от 09.10.2015 г.
Заместитель
Руководителя Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологииС.С. Голубев
М.п.« ___ » _______________ 2018 г.
Готовы поверить данное средство измерений.
Поверка средств измерений.