Приложение к свидетельству № 68284/2
об утверждении типа средств измерений
Лист № 1
Всего листов 10
ОПИСАНИЕ ТИПА СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
(в редакции, утвержденной приказом Росстандарта № 1032 от 29.04.2019 г.)
Весы вагонные для статического взвешивания и взвешивания в движении вагонов
и поездов «РТВ»
Назначение средства измерений
Весы вагонные для статического взвешивания и взвешивания в движении вагонов и
поездов «РТВ» (далее – весы) предназначены для:
-
повагонного статического измерения массы порожних и груженых железнодорожных
вагонов широкой и узкой колеи с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими грузами;
-
повагонного, потележечного или поосного измерения массы в движении порожних и
груженых вагонов в составе поезда без расцепки и/или поездов в целом с сухими сыпучими,
твердыми, а также жидкими грузами;
-
измерения массы тележки вагона при взвешивании в движении.
Описание средства измерений
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругого элемента
датчиков, возникающей под действием силы тяжести от взвешиваемого вагона, находящегося
на весах, в аналоговый электрический сигнал с последующим его преобразованием в цифровой
и выводом результатов измерений на устройства для их отображения/регистрации.
Весы состоят из грузоприемного устройства (далее - ГПУ), выполненного в виде
параллельных участков рельс, объединенных в платформу с четырьмя весоизмерительными
тензорезисторными датчиками рельсового типа (далее – датчик), встроенными по два на
участке рельса. ГПУ включает в себя от одной до восьми платформ.
В состав весов также входят подъездные пути, примыкающие и расположенные по обе
стороны от ГПУ. При статическом измерении массы все оси взвешиваемого вагона должны
располагаться в зоне взвешивания.
Датчики подключаются посредством устройств(а) обработки аналоговых данных (далее –
УОАД) – прибора(ов) весоизмерительного(ых) ПВ-15 к программно-техническому комплексу
(далее – ПТК), выполненному на базе персонального компьютера или контроллера. ПТК
производит обработку данных, управление процессом взвешивания и отображение/регистрацию
результатов измерений и включает в себя программное обеспечение «АРМ «Весы вагонные».
УОАД располагается в защитном ящике, установленном рядом с весами или в
платформе, на которой размещается ГПУ весов.
Ввесахпредусмотреныследующиеосновные устройства:
а) при статическом взвешивании:
-
полуавтоматическое устройство установки на нуль (ГОСТ OIML R 76-1-2011,
п. Т.2.7.2.2);
-
устройство первоначальной установки на нуль (ГОСТ OIML R 76-1-2011,
п. Т.2.7.2.4);
-
устройство выборки массы тары (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.4);
б) при взвешивании в движении:
-
устройство первоначальной установки нуля;
-
устройство автоматической установки нуля;
-
устройство распознавания вагонов;
-
устройство отображения результатов взвешивания (массы вагона, состава) и
печати;
-
устройство автоматического определения положения локомотива и исключения
его массы из результатов взвешивания при взвешивании вагонов без расцепки;
-
устройство автоматического определения направления движения;
Лист № 2
Всего листов 10
-
устройство сигнализации о превышении предела допускаемой скорости
движения.
Маркировочная табличка изготавливается из пластины или наклейки и устанавливается
на корпусе ящика защитного или на платформе. От снятия маркировочной таблички
предусмотрена защита несъемным контрольным знаком.
На табличке нанесена следующая маркировка:
-
торговая марка изготовителя и его полное наименование;
-
обозначение типа весов;
-
серийный номер;
-
год изготовления;
-
направление движения (если взвешивание возможно только в одном направлении);
-
напряжение питания, В;
-
частота, Гц;
-
диапазон температур, °С;
-
идентификатор программного обеспечения;
-
знак утверждения типа;
-
класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011;
-
класс точности при взвешивании вагонов по ГОСТ 8.647-2015;
-
класс точности при взвешивании состава из вагонов в целом по ГОСТ 8.647-2015;
-
максимальная нагрузка в виде: Мах =...... т;
-
максимальная нагрузка на платформу в виде: Мах
п
=...... т;
-
минимальная нагрузка в виде: Min =...... т;
-
минимальная нагрузка на платформу в виде Min
п
=...... т;
-
цена деления при взвешивании в движении в виде: d =...... кг;
-
поверочный интервал весов при статическом взвешивании в виде: e =...... кг;
-
максимальная рабочая скорость в виде: V
max
=...... км/ч;
-
минимальная рабочая скорость в виде: V
min
=...... км/ч
Весы выпускаются в следующих модификациях РТВ-[1] [2/3]-[4]-[5] ([6/7]; [8/9]; [10/11];
[12/13]; [14/15]), которые отличаются режимом взвешивания, значением максимальных нагрузок
при разных режимах взвешивания, числом поверочных интервалов (n) в режиме статического
взвешивания, количеством платформ в ГПУ и классом точности взвешивания вагонов и составов в
различных диапазонах скоростей. Расшифровка обозначений приведена в таблице 1.
С; Д; СД; Дв; Дт;
Двт
[2]
весам только для
Таблица 1 – Модификации средства измерений
ПозицияОбозначениеРасшифровка
1 2 3
Режим взвешивания:
С – только статическое взвешивание (весы неавтоматического
действия);
Д – только взвешивание в движении (до 20 км/ч);
СД – статическое взвешивание и взвешивание в движении;
[1] Дв – для взвешивания в движении на высоких скоростях
(до 90 км/ч);
Дт – только взвешивание в движении (до 20 км/ч) с
возможностью определения массы каждой тележки вагона;
Двт – только взвешивание в движении (до 90 км/ч) с
возможностью определения массы каждой тележки вагона
100; 120; 150; 200;
Х – применяется к
Максимальная нагрузка (Мах) в режиме статического
взвешивания в
взвешивания, т
движении
Лист № 3
Всего листов 10
Максимальная нагрузка (Мах) при взвешивании в движении, т
[4]
[6/7]
0,2; 0,5; 1; 2; 5;
Х – не нормируется
[8/9]
0,2; 0,5; 1; 2; 5;
Х – не нормируется
[10/11]
0,5; 1; 2; 5;
Х – не нормируется
[12/13]
1; 2; 5;
Х – не нормируется
[14/15]
2; 5;
Х – не нормируется
3
Продолжение таблицы 1
1 2
150; 200;
Х – применяется к
[3]весам только для
статического
взвешивания
Обозначение числа поверочных интервалов (n) в режиме
статического взвешивания (в соответствии с таблицей 3):
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8
Х – применяется к
весам только для
взвешивания в
движении
[5]
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8
1 - 500;4 - 1500;7 - 1200;
2 - 750;5 - 2000; 8 - 600
3 - 1000;6 - 2400;
Количество платформ в ГПУ
Классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в
диапазоне скорости от 1 до 10 км/ч включ. (в соответствии с
таблицей 7)
Классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в
диапазоне скорости св. 10 до 20 км/ч включ. (в соответствии с
таблицей 7)
Классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в
диапазоне скорости св. 20 до 40 км/ч включ. (в соответствии с
таблицей 7)
Классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в
диапазоне скорости св. 40 до 60 км/ч включ. (в соответствии с
таблицей 7)
Классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в
диапазоне скорости св. 60 до 90 км/ч включ. (в соответствии с
таблицей 7)
Пример записи при заказе весов:
РТВ-Дв Х/200-Х-4 (2/1; 2/1; 2/2; 5/2; 5/2):
Весы для взвешивания в движении на высоких скоростях, максимальная нагрузка 200 т;
4 платформы в ГПУ; класс точности, в диапазоне скорости от 1 до 10 км/ч включ., при
взвешивании вагона – 2, состава в целом – 1; класс точности, в диапазоне скорости св. 10 до 20
км/ч включ., при взвешивании вагона – 2, состава в целом – 1; класс точности, в диапазоне
скорости св. 20 до 40 км/ч включ., при взвешивании вагона – 2, состава в целом – 2; класс
точности, в диапазоне скоростей св. 40 до 60 км/ч включ., при взвешивании вагона – 5, состава
– 2; класс точности, в диапазоне скорости св. 60 до 90 км/ч включ., при взвешивании вагона – 5,
состава в целом – 2.
Общий вид весов представлен на рисунках 1 и 2.
Схема пломбировки УОАД ПВ-15 от несанкционированного доступа представлена на
рисунке 3.
Лист № 4
Всего листов 10
Рисунок 1 – Общий вид ГПУ весов на железобетонных шпалах
Рисунок 2 – Общий вид ГПУ весов на основании
Рисунок 3 – Схема пломбировки УОАД ПВ-15 от несанкционированного доступа
Программное обеспечение
Программное обеспечение (далее - ПО) УОАД ПВ-15 является встроенным,
используетсявстационарной(закрепленной)аппаратнойчастисопределенными
программными средствами.
ПО «АРМ «Весы вагонные» является автономным и состоит из метрологически
значимой и метрологически незначимой частей.
Метрологически значимая часть защищена от случайных или намеренных изменений
следующим образом:
а) после запуска программы проводится автоматическое вычисление контрольной суммы
по машинному коду (контрольная сумма по CRC-32 со скрытым полиномом) и сравнение
результата с хранящимся в исполняемом файле WinVesy.exe фиксированным значением.
Местопломбировки
пломбой или пломбой в
видеразрушаемой
наклейки
Платформа
Лист № 5
Всего листов 10
б) для защиты от незаконного распространения ПО используется электронный ключ.
При запуске программы проверяется соответствие версии ПО АРМ «Весы вагонные» с
информацией о версии, хранящейся в электронном ключе. В случае несовпадения версий, АРМ
запускается в демонстрационном режиме без возможности проведения измерений.
в) используется разграничение прав доступа к режимам работы весов (взвешивание,
настройка, регулировка) с помощью пароля;
г) изменение ПО весов через интерфейс пользователя невозможно;
д) при изменении метрологически значимых параметров регулировки и настройки
формируется соответствующая запись в журнале событий, хранящемся в энергонезависимой
памяти;
е) хранение данных осуществляется на жестком trial ПТК в качестве запоминающего
средства и осуществляется в зашифрованном виде (с использованием контрольной суммы по
CRC-32 со скрытым полиномом).
В ПО предусмотрены функции, которые позволяют реализовывать:
-
отображение результатов взвешивания (массы вагона и поезда);
-
исключениевозможностикорректировки результатов взвешивания;
-
вычисление значения перегруза или недогруза вагона относительно массы, указанной
в перевозочных документах или трафаретного значения его грузоподъемности, вводимого
оператором;
-
привязку результатов взвешивания к дате и времени, а также их хранение в
защищённой локальной базе данных;
-
автоматическое определение положения локомотива и исключение его массы из
результатов взвешивания при взвешивании в движении вагонов без расцепки;
-
автоматическое определение направления при взвешивании в движении;
-
автоматическое определение скорости движения каждого взвешиваемого вагона;
-
простановку отметок о несоблюдении скоростного режима;
-
идентификацию типа вагонов по количеству осей при взвешивании в движении;
-
определение направления движения и скорости каждого вагона при взвешивании в
движении;
-
вычисление разности нагрузок по бортам, от тележки и оси вагона;
-
расчёт и отображение проекции центра масс взвешиваемого вагона;
-
формирование и печать протоколов с результатами взвешивания по различным
параметрам запроса;
-
диагностику оборудования весов с оперативным информированием о неисправностях.
Нормирование метрологических характеристик проведено с учетом применения ПО.
Конструкция весов исключает возможность несанкционированного влияния на ПО и
измерительную информацию.
Уровень защиты ПО «высокий» в соответствии с Р 50.2.077-2014.
CRC32
Таблица 2 - Идентификационные данные ПО
Идентификационные данныеЗначение
АРМ «Весы вагонные» (WinVesy.exe).
Идентификационное наименование ПОМетрологически значимая часть
DynamicWeightLibrary.dll
Номер версии (идентификационный номер) ПО1.0.0.1
*
Цифровой идентификатор ПО A28C19E4
Алгоритм вычисления контрольной суммы
исполняемого кода
* - Номер версии метрологически значимой части DynamicWeightLibrary.dll
Лист № 6
Всего листов 10
Метрологические и технические характеристики
1 Статическое взвешивание
Класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011 ..................................................................III (средний)
Значения максимальной нагрузки (Мах), минимальной нагрузки (Min), действительной цены
деления (d), поверочного интервала (е), интервалов нагрузки (m), пределов допускаемой
погрешности (mpe) и числа поверочных интервалов (n) приведены в таблице 3.
n
2000
1000
2400
1200
600
1500
750
1000
Таблица 3 - Метрологические характеристики
Модификация
Мах,Min, d = е,m,
тткгт
От 1 до 25 включ.
РТВ-[1] 100/Х-5100150
Св. 25 до 100 включ.
От 2 до 50 включ.
500
РТВ-[1] 100/Х-31002100
Св. 50 до 100 включ.
РТВ-[1] 100/Х-11004200От 4 до 100 включ.
От 1 до 25 включ.
РТВ-[1] 120/Х-6120150Св. 25 до 100 включ.
Св. 100 до 120 включ.
От 2 до 50 включ.
РТВ-[1] 120/Х-71202100
Св. 50 до 120 включ.
От 4 до 100 включ.
РТВ-[1] 120/Х-81204200
Св. 100 до 120 включ.
От 2 до 50 включ.
РТВ-[1] 150/Х-41502100
Св. 50 до 150 включ.
От 4 до 100 включ.
РТВ-[1] 150/Х-21504200
Св.100 до 150 включ.
От 4 до 100 включ.
РТВ-[1] 200/Х-32004200
Св.100 до 200 включ.
mpe,
кг
±25
±50
±50
±100
±100
±25
±50
±75
±50
±100
±100
±200
±50
±100
±100
±200
±100
±200
Пределы допускаемой погрешности весов в эксплуатации равны удвоенному значению
пределов допускаемой погрешности при первичной поверке (mpe), указанных в таблице 3.
Пределы допускаемой погрешности после выборки массы тары соответствуют пределам
допускаемой погрешности для массы нетто при любом значении массы тары.
Таблица 4 - Метрологические характеристики весов
Наименование характеристики
Точность установки на нуль
Диапазон уравновешивания тары
Диапазон выборки массы тары (Т
–
), % от Мах
Показания индикации массы, кг, не более
Диапазон установки на нуль (суммарный), % от Max, не более
Диапазон первоначальной установки нуля, % от Max, не более
Значение
±0,25е
100 % Max
от 0 до 100
Мах+9е
4
20
Значение
2
от -50 до +50
Таблица 5 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики
1
Особый диапазон рабочих температур ГПУ и УОАД, °С
Диапазон рабочих температур ПТК, °С:
- с обычным температурным диапазоном
- с расширенным температурным диапазоном
Направление движения при взвешивании
Максимальное количество вагонов в поезде nw
max
, ед
Минимальное количество вагонов в поезде nw
min
, ед
от +10 до +40
от -50 до +50
одностороннее/двухстороннее
не ограничено
1
Лист № 7
Всего листов 10
2
1000
Продолжение таблицы 5
1
Потребляемая мощность, В
×
А, не более
Параметры электрического питания:
- напряжение переменного тока, В
- частота переменного тока, Гц
Габаритные размеры ГПУ (Д х Ш х В), мм, не более
Масса ГПУ, кг, не более
Средний срок службы, лет, не менее
Средняя наработка на отказ, ч
от 187 до 242
50±1
30000х3000х500
10000
12
20000
2 Взвешивание в движении
30
5
Значение
50
200
150; 200
суммирования
10
суммирования
Таблица 6 – Метрологические характеристики
Наименование характеристики
Цена деления весов, кг:
- класса точности 0,5; 1; 2
- класса точности 5
Максимальная нагрузка (Мах), т
Максимальная нагрузка на платформу от оси вагона до
(Мах
п
), т
Минимальная нагрузка (Min), т
Минимальная нагрузка на платформу от оси вагона до
(Min
п
), т
Максимальная рабочая скорость V
max
, км/ч
Минимальная рабочая скорость V
min
, км/ч
90
1
Диапазон скорости
Таблица 7 - Классы точности при взвешивании в движении вагона/состава в целом при
различных диапазонах скоростей
Класс точности при взвешивании в движении
вагона состава
От 1 до 10 км/ч включ.
Св. 10 до 20 км/ч включ.
Св. 20 до 40 км/ч включ.
Св. 40 до 60 км/ч включ.
Св. 60 до 90 км/ч включ.
5
0,5; 1; 2; 5
0,2; 0,5; 1; 2; 5
0,5; 1; 2; 5
1; 2; 5
2; 5
в движении вагона при
8.647-2015 и диапазона
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании
первичной поверке, в зависимости от класса точности по ГОСТ
взвешивания приведены в таблице 8.
Таблица 8 - Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении вагона
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне
Класс точностиот Min до 35 % Max включ.,св. 35 % Max,
% от 35 % Max% от измеряемой массы
0,5
±
0,25
±
0,25
1
±
0,50
±
0,50
2
±
1,00
±
1,00
5
±
2,50
±
2,50
Лист № 8
Всего листов 10
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям,
приведенным в таблице 8.
При взвешивании вагона в составе без расцепки при первичной поверке не более чем 10 %
полученных значений погрешности весов могут превышать пределы, приведенные в таблице 8,
но не должны превышать пределы допускаемой погрешности в эксплуатации.
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава из вагонов в
целом при первичной поверке, в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647-2015 и
диапазона взвешивания приведены в таблице 9.
Таблица 9 - Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава в
целом
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне
Класс точностиот Min·n до 35 % Max·n включ.,св. 35 % Max·n,
% от 35 % Max·n% от измеряемой массы
0,2
±
0,10
±
0,10
0,5
±
0,25
±
0,25
1
±
0,50
±
0,50
2
±
1,00
±
1,00
5
±
2,50
±
2,50
где n – количество контрольных вагонов в составе
Пределы допускаемой погрешности измерений массы тележки вагона при взвешивании в
движении на скорости от 1 км/ч до 90 км/ч для всех классов точности приведены в таблице 10.
Таблица 10 – Пределы допускаемой погрешности измерений массы тележки вагона
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне
св. 20 % Max,
от Min до 20 % Max включ., кг
% от измеряемой массы
±
2000
±
5,0
Примечание – При взвешивании в движении значения пределов допускаемой погрешности
весов для конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения,
кратного действительной цене деления
Знак утверждения типа
наносится на маркировочную табличку, расположенную на корпусе ящика защитного или на
платформе, а также на титульные листы эксплуатационной документации.
Комплектность средства измерений
По заказу
1 шт.
Обозначение
Количество
Таблица 11 - Комплектность средства измерений
Наименование
Весы вагонные для статического взвешивания и
взвешивания в движении вагонов и поездов «РТВ»
Руководство по эксплуатации
Паспорт
Методика поверки
УФГИ.404523.004 РЭ
УФГИ.404523.004 ПС
МП 31-2018
1 экз.
1 экз.
1 экз.
Поверка
осуществляется по документу МП 31-2018 «Весы вагонные для статического взвешивания и
взвешивания в движении вагонов и поездов «РТВ». Методика поверки», утвержденному
ФБУ «Кемеровский ЦСМ» 28 марта 2019 г.
Лист № 9
Всего листов 10
Основные средства поверки:
-
рабочийэталонединицымассы4-горазрядапоГОСТ8.021-2015«ГСИ.
Государственная поверочная схема для средств измерений массы» гири класса точности М
1
и
М
1-2
по ГОСТ OIML R 111-1-2009 «ГСИ. Гири классов E
1
, E
2
, F
1
, F
2
, M
1
, M
1-2
, M
2
, M
2-3
и M
3
.
Часть 1. Метрологические и технические требования»;
-
контрольные весы и контрольные вагоны, соответствующие требованиям, изложенным
в МП 31-2018.
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение
метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке.
Сведения о методиках (методах) измерений
приведены в эксплуатационном документе.
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к весам вагонным
для статического взвешивания и взвешивания в движении вагонов и поездов «РТВ»
ГОСТ OIML R 76-1-2011 Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и
технические требования. Испытания
ГОСТ 8.647-2015 Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и
технические требования. Методы испытаний
ГОСТ 8.021-2015 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений массы
ТУ 4274-028-10897043-2016 Весы вагонные для статического взвешивания и
взвешивания в движении вагонов и поездов «РТВ». Технические условия
Изготовитель
Общество с ограниченной ответственностью «Инженерный центр «АСИ»
(ООО «ИЦ «АСИ»)
ИНН 4207011969
Адрес: 650000, г. Кемерово, ул. Кузбасская, 31
Телефон (факс): +7 (3842) 36-61-49
Web-сайт:
E-mail:
Испытательный центр
ЗакрытоеакционерноеобществоКонсалтинго-инжиниринговоепредприятие
«Метрологический центр энергоресурсов» (ЗАО КИП «МЦЭ»)
Адрес: 125424, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 88, стр. 8
Телефон (факс): +7 (495) 491-78-12,
E-mail:
Аттестат аккредитации ЗАО КИП «МЦЭ» по проведению испытаний средств измерений
в целях утверждения типа № RA.RU.311313 от 09.10.2015 г.
Лист № 10
Всего листов 10
В части вносимых изменений
Федеральноебюджетноеучреждение«Государственныйрегиональныйцентр
стандартизации, метрологии ииспытанийвКемеровскойобласти»
(ФБУ «Кемеровский ЦСМ»)
Адрес: 650991, г. Кемерово, ул. Дворцовая, 2
Телефон: +7 (3842) 36-43-89, факс: +7 (3842) 75-88-66
Е-mail:
Аттестат аккредитации ФБУ «Кемеровский ЦСМ» по проведению испытаний средств
измерений в целях утверждения типа № RA.RU.312319 от 10.10.2017 г.
(Редакция приказа Росстандарта № 1032 от 29.04.2019 г.)
Заместитель
Руководителя Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологииА.В. Кулешов
М.п.« ___ » _______________ 2019 г.
Готовы поверить данное средство измерений.
Поверка средств измерений.