Untitled document
Приложение
к приказу Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от «23» декабря 2020 г. № 2203
ОПИСАНИЕ ТИПА СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
Весы вагонные электронные РД-Д
Назначение средства измерений
Весы вагонные электронные РД-Д (далее – весы), предназначены для поосного или
потележечного взвешивания по частям в движении и в режиме статического взвешивания с
расцепкой и без расцепки порожних или груженых вагонов и составов из них с любыми грузами, а
также жидкими с кинематической вязкостью не менее 59 мм
2
/с, а также для повагонного
взвешивания в движении и в режиме статического взвешивания с расцепкой и без расцепки
порожних или груженых вагонов и составов из них с любыми грузами, в том числе жидкими
любой вязкости.
Описание средства измерений
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругих элементов
датчиков, возникающей под действием силы тяжести взвешиваемого груза, в аналоговый
электрический сигнал, пропорциональный его массе, с последующим аналого-цифровым
преобразованием, математической обработкой и выдачей результатов измерений массы на экран
монитора компьютера.
Конструктивно весы состоят из:
грузоприемного устройства (далее – ГПУ), представляющего собой модульную
конструкцию, включающую одну или несколько (до четырех) грузоприемных
платформ (секций) (далее – ГПП) (рис. 1). Каждая ГПП опирается на четыре
весоизмерительныхтензорезисторныхдатчика(далее–датчики),причем
расположенные рядом ГПП могут иметь две общие точки опоры (датчика). На ГПП
могут быть установлены путевые контактные датчики (опция);
блока преобразователя динамического (далее – ПД), представляющего собой
контейнер из ударопрочного пластика с размещенными внутри корпуса аналого-
цифровым преобразователем и другими электронными компонентами (рис. 2);
адаптера интерфейса и питания (далее – АИП), также представляющего собой
контейнерсвнешнимиэлектрическимисоединителяминакорпусеи
подсоединенным кабелем питания (рис. 3).
ПД и АИП для весов взрывозащищенного исполнения расположены в шкафу повышенной
надежности (далее – ШЭ), который находится вне взрывоопасной зоны.
Весы имеют два режима работы: статическое взвешивание неподвижных вагонов и
взвешивание вагонов в движении. При поосном или потележечном способе взвешивания
неподвижных вагонов возможно определение массы вагона в целом путем суммирования величин
реакций опор от каждой оси или тележки в соответствии с аттестованной методикой измерений.
В состав весоввходятдатчикиМ(регистрацтонный №53673-13),МВ150
(регистрационный № 44780-10) или МВЦ (регистрационный № 46008-10), а так же ПД и АИП
производства АО «ВИК «Тензо-М».
Весы выполняют следующие функции:
сигнализация о перегрузке в режиме статического взвешивания;
полуавтоматическая установка нуля в режиме статического взвешивания;
вычисление массы нетто груза при последовательном взвешивании тары или при вводе
массы тары (вагона) с трафарета;
2
исключение массы локомотива из массы всего состава.
Весы выпускаются в различных модификациях, отличающихся метрологическими
характеристиками, конструктивными особенностями и имеющих обозначение РД-Д(Х)(И)-Н, где:
РД-Д – обозначение типа весов;
Х – конструктивное исполнение ГПУ (О – для поосного способа взвешивания, Т – для
потележечного способа взвешивания, В – для взвешивания вагона в целом),
И – взрывозащищенное исполнение (искробезопасная электрическая цепь)
Н – максимальная нагрузка в тоннах в режиме статического взвешивания.
а)
б)
в)
г)
д)
е)
Рисунок 1 Схемы ГПУ весов РД-Д:
а) – для поосного способа взвешивания, б-в) – для потележечного способа взвешивания, г-е) для
повагонного способа взвешивания.
3
или
Рисунок 2 – Внешний вид ПД в зависимости от модификации (количества ГПП) весов.
Рисунок 3 – Внешний вид АИП.
Маркировка весов выполнена в виде таблички, закрепленной на ГПУ, и содержит
следующие данные:
– товарный знак изготовителя;
– тип весов;
– порядковый номер;
– максимальная скорость проезда, км/ч;
– направление движения при взвешивании (если применимо);
– температурный диапазон;
– класс точности по ГОСТ 8.647-2015;
– максимальная нагрузка для взвешивания в движении, Max = … кг или т;
– минимальная нагрузка для взвешивания в движении, Min = ... кг или т;
– максимальная нагрузка на грузоприемную платформу, Max
П
= … кг или т (если
применимо);
– максимальная рабочая скорость, V
max
= … км/ч;
– минимальная рабочая скорость, V
min
= … км/ч;
– класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011;
– поверочный интервал (e) для статического взвешивания;
– минимальная нагрузка для статического взвешивания, Min
S
= ... кг или т;
– знак утверждения типа;
– Ех-маркировка составных частей, согласно приложению к сертификату соответствия
Техническому регламенту Таможенного союза № 012/2011.
Программное обеспечение
Программное обеспечение (далее – ПО) весов является автономным, что соответствует
требованиям п. 5.5 ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Дополнительные требования к электронным
устройствам с программным управлением» в части ПК, программируемых или имеющих
возможностьзагрузкизаконодательноконтролируемойпрограммы.ПОсостоитиз
метрологически значимой и метрологически незначимой частей. Идентификационным признаком
метрологически значимой части ПО служит номер версии, который отображается на экране
мониторав главном окнепрограммы послевключениявесов.Дляпредотвращения
несанкционированного вмешательства в законодательно контролируемые параметры ПО имеется
файл контрольной суммы в формате md5, USB-ключ защиты HASP и электронное клеймо –
случайно генерируемое число, которое автоматически обновляется после каждого сохранения
измененных законодательно контролируемых параметров. Цифровое значение электронного
клейма заносится в раздел «Поверка» эксплуатационной документации. ПО выполняет функции
посбору,обработке, хранению и представлению измерительной информации.
4
Дополнительная защита законодательно контролируемых параметров обеспечивается паролем
доступа (административным паролем). При отсутствии USB-ключа работа ПО в режиме
взвешивания в движении прекращается и становятся недоступными все настройки законодательно
контролируемыхпараметровПО.Конструкциявесовисключаетвозможность
несанкционированного влияния на ПО и измерительную информацию.
Идентификационные данные программного обеспечения приведены в таблице 1.
Таблица 1
Идентификационные данные (признаки)Значение
Идентификационное наименование ПО RD-DO RD-DTRD-DV
Номер версии (идентификационный номер) ПО2.20.хх–хх*
Цифровой идентификатор ПО4c5e655c91e5f4d71159cd92b493cab2
Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО md5
* Номер версии (идентификационный номер) ПО не ниже указанного.
Уровень защиты ПО от непреднамеренных и преднамеренных воздействий в соответствии
с Р 50.2.077-2014 – «высокий». Влияние программного обеспечения на метрологические
характеристики учтено при нормировании метрологических характеристик.
Метрологические и технические характеристики
1
Метрологические характеристики в режиме взвешивания в движении.
Класс точности по ГОСТ 8.647-2015………………….............................. 0,2; 0,5; 1; 2 или 5*
Примечание * Класс точности весов устанавливается при первичной поверке перед сдачей
весов в эксплуатацию. Весы могут иметь различные классы точности при взвешивании
расцепленных вагонов и составов из них, а так же для жидких или твердых грузов.
Минимальные и максимальные нагрузки весов в зависимости от их конструктивных
особенностей приведены в таблице 2.
Таблица 2
Модификация весовМинимальная нагрузка Min, тМаксимальная нагрузка Мах, т
РД-ДО-30, РД-ДОИ-30 180
РД-ДТ-50, РД-ДТИ-50100
РД-ДТ-100, РД-ДТИ-100200
РД-ДВ-100, РД-ДВИ-100 2100
РД-ДВ-150, РД-ДВИ-150150
РД-ДВ-200, РД-ДВИ-200 5200
2015
в интервалах
Пределы допускаемой относительной погрешности весов при первичной поверке при
взвешивании вагона в движении в зависимости от класса точности приведены в таблице 3.
Таблица 3
Класс точности
Пределы допускаемой относительной погрешности при первичной поверке*
по ГОСТ 8
.
647-
от Min до 35 % Мах включ., % отсвыше 35 % Мах, % от измеряемой
35 % Махмассы
0,2
0,10
0,10
0,5
0,25
0,25
1
0,50
0,50
2
1,00
1,00
5
2,50
2,50
Примечания.
1 * Пределы допускаемой относительной погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным
значениям.
2 При взвешивании вагона в составе без расцепки при первичной поверке не более, чем 10 %
полученных значений погрешности могут превышать пределы, приведенные в таблице 3, но не
должны превышать пределы допускаемой погрешности в эксплуатации.
5
Пределы допускаемой погрешности при первичной поверке при взвешивании в движении
состава в целом, состоящего из n вагонов, в зависимости от интервалов взвешивания и классов
точности, приведены в таблице 4.
Таблица 4
КлассПределы допускаемой относительной погрешности при первичной поверке* в
точности поинтервалах
ГОСТ 8.647-
2015
0,2
0,5
1
2
5
от Min×n до 35 % Мах×n включ., % от
35 % Мах×n
0,10
0,25
0,50
1,00
2,50
свыше 35 % Мах×n, % от измеряемой
массы
0,10
0,25
0,50
1,00
2,50
Примечание
* Пределы допускаемой относительной погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным
значениям
Метрологические характеристики в режиме статического взвешивания.
Класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011..................................................... средний (III)
Максимальные и минимальные нагрузки, действительная цена деления, поверочный
интервал, а также пределы абсолютной допускаемой погрешности mpe при первичной поверке в
зависимости от интервалов взвешивания приведены в таблице 5.
Модификация
Нагрузка, т
Действительна
я цена деления
(d) и повероч-
ный интервал
(е), d=е, кг
Интервалы
взвешивания, т
РД-ДТ-50
РД-ДТИ-50
100
Таблица 5
Пределы
абсолютной
допускаемой
погрешности mpe
при первичной
поверке*, кг
макси- мини-
маль- маль-
ная, ная,
МахMin
РД-ДО-30
РД-ДОИ-30
300,210
500,420
от 0 до 5 включ.
5
св. 5
10
от 0 до 10 включ.
10
св. 10 до 40 включ.
20
св. 40
30
100150
от 0 до 25 включ.
25
св. 25
50
от 0 до 25 включ.
25
св. 25
50
150
150
РД-ДТ-100
РД-ДТИ-100
РД-ДВ-100
РД-ДВИ-100
РД-ДВ-150
РД-ДВИ-150
РД-ДВ-200
РД-ДВИ-200
2002100
от 0 до 50 включ.
50
св. 50
100
Примечание.
* Пределы абсолютной допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным
значениям.
6
Таблица 6 – Основные технические характеристики
Наименование характеристики
Число поверочных интервалов весов n, ед., не более
Значение
3000
4 % от Max
Диапазон установки на нуль (суммарный) устройств установки нуля
и слежения за нулем, не более
Диапазон устройства первоначальной установки нуля, не более
Максимальное значение диапазона компенсации массы тары
Максимальное значение диапазона выборки массы тары
Длина прямолинейных участков пути до и после ГПУ, м, не менее*
Максимальная длина ГПП, м
Направление движения
Максимальная рабочая скорость v
max
, км/ч
Минимальная рабочая скорость v
min
, км/ч
Максимальная скорость проезда, км/ч
Диапазон температур (п. 3.9.2.2 ГОСТ OIML R 76-1–2011),
С
20 % от Max
10 % от Max
100 % от Max
100
6
двустороннее
8
2
40
от - 30 до + 40
от - 40 до + 50
Диапазон температур работоспособности в эксплуатации для ГПУ с
датчиками,
С
Электропитание (АС) с параметрами:
напряжение, В
частота, Гц
потребляемая мощность, не более, В•А
Время прогрева весов, не менее, мин
Максимальное количество вагонов в составе nw
max
, ед.
от 187 до 242
от 49 до 51
200
30
не ограничено
Минимальное количество вагонов в поезде nw
min
, ед.
1
Примечание. *Для весов классов точности 0,2 и 0,5 длина прямолинейных участков до и после
ГПУ должны быть не менее длины взвешиваемого состава. В противном случае измерения
проводят в соответствии с аттестованной методикой измерений.
Знак утверждения типа
Наносится типографским способом на титульный лист эксплуатационной документации, а
также ударным способом на металлическую или термосублимационным на пластиковую
маркировочную табличку, расположенную на одной из ГПП.
Комплектность средства измерений
Датчик положения колес
1
компл.
ШЭ
1 шт.
––
Таблица 7 – Комплектность средства измерений
Наименование
ГПУ в сборе
Персональный компьютер (ПК)
ОбозначениеКол-во
1 шт.
1 шт.
Принтер формата А4
1 шт.
Примечание
––
––
По отдельному
заказу и кроме весов
взрывозащищенно-
го исполнения
Для весов
взрывозащищенного
исполнения
По отдельному
заказу
4274-091-18217119-2010 РЭ
1 экз.
Руководство по эксплуатации
(РЭ)
Паспорт (ПС)
4274-091-18217119-2010 ПС1 экз.
––
7
Поверка
весов осуществляется:
- в режиме статического взвешивания – согласно Приложению ДА «Методика поверки весов»
ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и
технические требования. Испытания»,
- в режиме взвешивания в движении в соответствии с Приложением А «Методика поверки весов
вагонных автоматических» ГОСТ 8.647-2015 «Весы вагонные автоматические. Часть 1.
Метрологические и технические требования. Испытания» и разделу «Поверка» Руководства по
эксплуатации.
Основные средства поверки: гири 4-го разряда согласно Государственной поверочной
схеме для средств измерения массы, утвержденной Приказом Росстандарта от 29 декабря 2018
года № 2818.
Идентификационныеданные,атакжепроцедураидентификациипрограммного
обеспечения приведены в разделе 8 «Поверка» документа «Весы вагонные электронные РД-Д.
Паспорт».
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение
метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке средств измерений, так как условия
эксплуатации весов не обеспечивают его сохранность в течение всего межповерочного интервала
при нанесении на весы.
Сведения о методиках (методах) измерений
«ВесывагонныеэлектронныеРД-Д.Руководствопоэксплуатации»
4274-091-18217119-2010 РЭ, раздел 2 «Использование по назначению».
Нормативныедокументы,устанавливающиетребованияквесамвагонным
электронным РД-Д
1 ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические
и технические требования. Испытания»
2 ГОСТ 8.647-2015 «ГСИ. Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и
технические требования. Методы испытаний».
3 Приказ Росстандарта от 29.12.2018 № 2818 «Об утверждении Государственной
поверочной схемы для средств измерений массы»
4 ТУ 4274-091-18217119-2010 «Весы вагонные электронные РД-Д. Технические условия»
Изготовитель
Акционерное общество «Весоизмерительная компания «Тензо-М»
(АО «ВИК «Тензо-М»)
ИНН 5027048351.
Адрес: Россия, 140050, Московская область, городской округ Люберцы, дачный поселок
Красково, улица Вокзальная, 38,
Телефон: +7 (495) 745-3030, +7 (800) 555-6530
Web-сайт:
E-mail:
8
Испытательный центр
Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-
исследовательский институт метрологической службы» (ФГУП «ВНИИМС»)
Адрес: 119361, г. Москва, ул. Озерная, 46
Тел./факс: (495) 437-55-77/ 437-56-66.
Web-сайт: www.vniims.ru
E-mail: office@vniims.ru
Аттестат аккредитации ФГУП «ВНИИМС» по проведению испытаний средств измерений в целях
утверждения типа №30004-13 от 26.07.2013 г.
Готовы поверить данное средство измерений.
Поверка средств измерений.