Untitled document
Приложение к свидетельству № 59693
об утверждении типа средств измерений
Лист № 1
Всего листов 7
ОПИСАНИЕ ТИПА СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
Весы электронные вагонные тензометрические ВЭВ-Т
Назначение средства измерений
Весы электронные вагонные тензометрические ВЭВ-Т (далее – весы) предназначены для
измерений массы порожних и груженых железнодорожных вагонов (включая цистерны), вагоне-
ток, составов из них и специализированных рельсовых транспортных средств (далее – вагонов)
путем:
- потележечного взвешивания в движении вагонов, в том числе с жидкими грузами ки-
нематической вязкости не менее 59 мм
2
/с;
- повагонного взвешивания в движении и в режиме статического взвешивания вагонов, в
том числе с жидкими грузами любой вязкости
.
Описание средства измерений
Весы состоят из следующих модулей:
– грузоприемное устройство (далее – ГПУ) может иметь от одной до четырех грузопри-
емных платформ (далее – ГПП). Каждая ГПП опирается на четыре аналоговых или цифровых ве-
соизмерительных датчика (далее — датчик).
– прибор весоизмерительный ПВ-15 или ПВИ (применяются только в сочетании с весо-
измерительными датчиками с аналоговым выходным сигналом), выполняет аналого-цифровое
преобразование и первичную обработку выходного сигнала датчиков.
– программно-технический комплекс (далее – ПТК), на базе персонального компьютера.
ПТК включает в себя программное обеспечение «ПО «Весы вагонные», осуществляю-
щее окончательную обработку измерительной информации и отображение результатов измере-
ний. ПТК применяется только при использовании датчиков с аналоговым выходным сигналом.
– прибор весоизмерительный WE2111 (индикатор по Т.2.2.2 ГОСТ OIML R 76-1–2011),
изготовитель - «Hottinger Baldwin Messtechnik GmbH», Германия.
Весоизмерительные датчики, используемые в составе весов:
– датчики весоизмерительные тензорезисторные С, модификации С16А и C16i (Госре-
естр № 60480-15);
– датчики весоизмерительные тензорезисторные ZS, NHS, YBS, GZLB, модификация ZS
(Госреестр № 57674-14);
– датчики весоизмерительные балочные из нержавеющей стали, модификация SB2 (Гос-
реестр №46027-10);
– датчики весоизмерительные тензорезисторные WBK (Госреестр №56685-14).
Рисунок 1 – Общий вид ГПУ весов
Лист № 2
Всего листов 7
ПВ-15WE2111ПВИ
Рисунок 2 – Общий вид индикатора и весоизмерительных приборов
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругого элемента
датчика, возникающей под действием силы тяжести взвешиваемого груза, в аналоговый или
цифровой сигнал, пропорциональный массе груза. Далее этот сигнал обрабатывается, и измерен-
ное значение массы выводится на дисплей индикатора или монитор.
Весы снабжены следующими основными устройствами и функциями:
а) режим взвешивания в движении:
- устройство полуавтоматической и автоматической установки нуля;
- определения направления и скорости движения;
- сигнализации о превышении предела допускаемой скорости движения при взвешива-
нии;
- распознавания локомотива с последующим исключением значения его массы из ре-
зультатов измерений;
- определения поосной и потележечной нагрузок от вагона, с вычислением разности на-
грузок на борта и тележки вагона, с расчетом и отображением проекции центра масс взвешивае-
мого вагона.
б) режим статического взвешивания (в скобках указаны соответствующие пункты ГОСТ
OIML R 76-1–2011):
- устройство полуавтоматической установки на нуль (T.2.7.2.2);
- устройство автоматической установки на нуль (T.2.7.2.3);
- устройство первоначальной установки на нуль (Т.2.7.2.4);
- устройство слежения за нулем (T.2.7.3);
- устройство уравновешивания тары – устройство выборки массы тары (T.2.7.4.1);
- устройство предварительного задания массы тары (Т.2.7.5);
- долговременное хранение измерительной информации (Т.2.8.5);
- trial работы многоинтервальных весов весов (4.20);
Модификации весов имеют обозначения вида ВЭВ-Т-[1] [2]-[3] ([4/5]; [5/6]; [7];), рас-
шифровка обозначений приведена в таблице 1.
Таблица 1 — Модификации весов
ПозицияОбозначение
[1]С, Д, СД
[2]100, 150, 200
[3]2
Расшифровка
Режим взвешивания:
С – только статическое взвешивание (весы неавтоматиче-
ского действия);
Д – только взвешивание в движении;
СД – статическое взвешивание и взвешивание в движении.
Максимальная нагрузка (т)
Число поверочных интервалов:
2 -2000,3000;
[6]1,2,3,0
Лист № 3
Всего листов 7
ПозицияОбозначениеРасшифровка
[4] 1,2 Количество интервалов взвешивания
[5] 1,2,3 Количество ГПП
Тип весоизмерительного прибора:
1. Прибор весоизмерительный ПВ-15;
2. Прибор весоизмерительный WE2111
3. ПВИ (изготовитель-ООО «Тенсиб», Россия)
0. Отсутствует (при использовании датчиков с цифровым
выходным сигналом)
Тип используемых датчиков:
1. С16A или С16i
[7]1,2,3,42. ZS
3. SB2
4. WBK
Класс точности весов по ГОСТ 30414-96 и значения наибольшего предела взвешивания
НПВ, наименьшего предела взвешивания НмПВ, дискретность d (для взвешивания в движении),
а так же класс точности весов по ГОСТ OIML R 76-1–2011 и значения максимальной нагрузки
Max (Мах
i
поддиапазонов взвешивания многоинтервальных весов), минимальной нагрузки Min,
поверочного интервала e (e
i
поддиапазонов взвешивания многоинтервальных весов) наносятся на
маркировочную табличку, закрепляемую на ГПУ и/или индикаторе весов.
Примеры схемы пломбировки от несанкционированного доступа приведены на рисунке 3.
Схема пломбировки прибора весоизмерительного ПВИ
Схема пломбировки прибора весоизмерительного ПВ-15
Пломба, закрывающая дос-
туп к монтажному винту
крышки
Пломба в виде наклей-
ки, разрушаемой при
открытии крышки
Место нанесения
разрушаемой наклейки
Пломбировка доступа к переключателю режимов
настройки и юстировки на передней панели корпуса
прибора весоизмерительного WE2111
Поверительное клеймо ставится на пломбу,
установленную в углубление для одного из
четырех болтов, крепящих крышку корпуса
Лист № 4
Всего листов 7
Программное обеспечение
Программное обеспечение (далее — ПО) приборов весоизмерительных ПВ-15 является
встроенным, используется в стационарной (закрепленной) аппаратной части с определенными
программными средствами.
В приборах весоизмерительных ПВ-15 защита от несанкционированного доступа к на-
стройкам и данным измерений обеспечивается невозможностью изменения ПО без применения
специализированного оборудования производителя.
Программное обеспечение «ПО «Весы вагонные» является автономным и состоит из
метрологически значимой и метрологически незначимой части.
Метрологически значимая часть защищена от случайных или намеренных изменений
следующим образом:
а) после запуска программы проводится автоматическое вычисление контрольной суммы
по машинному коду (контрольная сумма по CRC-32 со скрытым полиномом) и сравнение резуль-
тата с хранящимся в исполняемом файле TenSibScales.exe фиксированным значением.
б) для защиты от незаконного распространения ПО используется электронный ключ.
При запуске программы проверяется соответствие версии «ПО «Весы вагонные» с информацией
о версии, хранящейся в электронном ключе. В случае несовпадения версий, «ПО «Весы вагон-
ные» запускается в демонстрационном режиме без возможности проведения измерений.
в) используется разграничение прав доступа к режимам работы весов (взвешивание, на-
стройка, юстировка) с помощью пароля;
г) изменение ПО весов через интерфейс пользователя невозможно;
д) при изменении метрологически значимых параметров юстировки и настройки форми-
руется соответствующая запись в журнале событий, хранящемся в энергонезависимой памяти;
е) хранение данных осуществляется на жестком диске ПТК в качестве запоминающего
средства и осуществляется в зашифрованном виде (с использованием контрольной суммы по
CRC-32 со скрытым полиномом).
Программное обеспечение (далее – ПО) приборов весоизмерительных WE2111 является
встроенным, используется в стационарной (закрепленной) аппаратной части.
Защита от несанкционированного доступа к настройкам и данным измерений обеспечи-
вается защитной пломбой, которая ограничивает доступ к переключателю настройки и юстиров-
ки, находящемуся на печатной плате. Изменение метрологически значимых параметров, на-
стройка и юстировка не могут быть осуществлены без нарушения защитной пломбы, вскрытия
корпуса и изменения положения переключателя настройки и юстировки.
При изменении метрологически значимых параметров юстировки и настройки изменя-
ются показания несбрасываемого счетчика, которые отображаются на дисплее при включении
прибора. Идентификационные данные ПО и значение несбрасываемого счетчика отображаются
при включении прибора, а так же доступны для просмотра во время работы прибора при нажатии
специальной комбинации клавиш.
Защита от преднамеренных и непреднамеренных воздействий соответствует уровню
«высокий» по Р 50.2.077–2014.
Идентификационные данные (признаки)
-
Таблица 2
WE2111
1
Идентификационное наименование ПО
Номер версии (идентификационный номер) ПО
Значение
ПТК
2
«ПО «Весы вагонные»»
(TenSibScales.exe). Метрологически
значимая часть WeightLib.dll
не ниже
1.0.0.1
1)
не ниже
v1.0x
2)
Цифровой идентификатор ПО
Другие идентификационные данные, если имеются
F5AE5D1C
-
-
-
Лист № 5
Всего листов 7
Примечания:
1) Номер версии метрологически значимой части WeightLib.dll
2) Обозначение «х» не относится к метрологически значимому ПО.
Метрологические и технические характеристики
Диапазон температуры для ГПУ, °С:
– при использовании датчиков С16А...............................................от минус 50 до плюс 50;
– при использовании датчиков С16i,................................................от минус 50 до плюс 50;
– при использовании датчиков ZS и WBK......................................от минус 10 до плюс 40;
– при использовании датчиков SB2..................................................от минус 30 до плюс 40;
Диапазон температуры для WE2111,°С.........................................................от минус 10 до плюс 40.
Диапазон температуры для ПТК,°С ...............................................................от минус 10 до плюс 40.
Диапазон температуры для прибора весоизмерительного ПВ-15,°С..........от минус 50 до плюс 50.
Диапазон температуры для прибора весоизмерительного ПВИ,°С............от минус 50 до плюс 50.
Напряжение питания весов от сети переменного тока:
+
10%
напряжение, В..................................................................................................................220
-
15%
частота, Гц...........................................................................................................................50
±
1
Метрологические характеристики весов при взвешивании в движении.
Наибольший предел взвешивания НПВ, т.......................................................................100; 150; 200
Наименьший предел взвешивания (НмПВ), т ..................................................................................... 2
Дискретность d, кг................................................................................................................................ 50
Направление движения при взвешивании......................................................................двустороннее
Скорость движения вагонов при взвешивании, км/ч, не более....................................................... 15
Класс точности по ГОСТ 30414-96 и пределы допускаемой погрешности весов при взве-
шивании в движении вагонов в составе без расцепки, при первичной поверке, должны соответст-
вовать значениям, указанным в таблице 3.
Таблица 3
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне
Класс точности
Вагон массой от НмПВ до 35%НПВ вкл,Вагон массой свыше 35%НПВ,
% от 35%НПВ % от измеряемой массы
0,5
±
0,25
±
0,25
1
±
0,5
±
0,5
Примечание – значения пределов допускаемой погрешности для одного конкретного значения
массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов.
Класс точности по ГОСТ 30414-96 и пределы допускаемой погрешности весов при взве-
шивании в движении состава из вагонов в целом, при первичной поверке, должны соответство-
вать значениям, указанным в таблице 4.
Таблица 4
Класс точности
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне
от НмПВ×n до 35% НПВ×n включ., % отсв. 35% НПВ×n, % от
35% НПВ×n измеряемой массы
0,2± 0,1± 0,1
0,5
±
0,25
±
0,25
1
±
0,5
±
0,5
Примечания:
1. n – число вагонов в составе (но не менее трех). При фактическом числе вагонов в составе, пре-
вышающем 10, значение n принимают равным 10.
2. Значения пределов допускаемой погрешности для одного конкретного значения массы округ-
Лист № 6
Всего листов 7
ляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов.
Пределы допускаемой погрешности взвешивания вагонов и состава из них в эксплуата-
ции соответствуют удвоенным значениям, приведенным в таблицах 3, 4.
Метрологические характеристики весов в режиме статического взвешивания.
Класс точности весов по ГОСТ OIML R 76-1–2011 ........................................................III (средний)
Модификации весов, максимальная нагрузка Мах (Мах
i
поддиапазонов взвешивания многоин-
тервальных весов), поверочный интервал е (e
i
поддиапазонов взвешивания многоинтервальных
весов), число поверочных интервалов n (n
i
поддиапазонов взвешивания многоинтервальных ве-
сов), действительная цена деления d (d
i
поддиапазонов взвешивания многоинтервальных весов)
приведены в таблицах 5, 6.
Таблица 5 – Однодиапазонные весы
Наименование модификации
Метрологические характеристики
Max, тe=d, кгn
ВЭВ-Т[1]100 (21)/ [5] [6] [7]
ВЭВ-Т[1]150 (21)/ [5] [6] [7]
ВЭВ-Т[1]200 (21)/ [5] [6] [7]
100 50 2000
150 50 3000
2001002000
Таблица 6 – Многоинтервальные весы
Наименование модификации
Метрологические характеристики
Диапазон взвешивания W1 Диапазон взвешивания W2
ВЭВ-Т[1]100 (22)/ [5] [6] [7]
ВЭВ-Т[1]150 (22)/ [5] [6] [7]
ВЭВ-Т[1]200 (22)/ [5] [6] [7]
Max
1
, т e
1
=d
1
, кг
60 20
60 20
10050
n
1
Max
2
, т
3000 100
3000 150
2000200
e
2
=d
2
, кгn
2
50 2000
50 3000
1002000
Диапазон уравновешивания тары.........................................................................................100 % Max
r
Знак утверждения типа
наносится на маркировочные таблички, расположенные на корпусе индикатора (весоизмеритель-
ного прибора) и/или ГПУ, а также типографским способом на титульные листы эксплуатацион-
ной документации.
Комплектность средства измерений
Весы...................................................................................................................................... 1 шт.
Паспорт ................................................................................................................................ 1 экз.
Руководство по эксплуатации............................................................................................ 1 экз.
Поверка
Поверка весов при взвешивании в движении осуществляется в соответствии с ГОСТ Р
8.598-2003 «ГСИ. Весы для взвешивания железнодорожных транспортных средств в движении.
Методика поверки».
Поверка весов в статическом режиме взвешивания осуществляется в соответствии с
ГОСТ OIML R 76-1–2011 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и тех-
нические требования. Испытания» Приложение ДА «Методика поверки весов».
Идентификационные данные, а также процедура идентификации ПО приведены в руко-
водстве по эксплуатации.
Основные средства поверки:
- контрольные весы и контрольный состав по ГОСТ Р 8.598–2003;
Лист № 7
Всего листов 7
- гири, соответствующие классу точности М
1
, М
1-2
по ГОСТ OIML R 111-1–2009.
Сведения о методиках (методах) измерений
«Весы электронные вагонные тензометрические ВЭВ-Т». Руководство по эксплуатации»
Н.010.00 РЭ, раздел 6 «Порядок работы».
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к весам электрон-
ным вагонным тензометрическим ВЭВ-Т
1.ГОСТ 30414–96 «Весы для взвешивания транспортных средств в движении. Общие
технические требования».
2.ГОСТ OIML R 76-1–2011 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологи-
ческие и технические требования. Испытания».
3.ГОСТ 8.021–2005 «Государственная система обеспечения единства измерений. Го-
сударственная поверочная схема для средств измерений массы».
4.ТУ 4274-002-74871749-2015 «Весы электронные вагонные тензометрические ВЭВ-
Т». Технические условия».
Изготовитель
Общество с ограниченной ответственностью «ТЕНСИБ» (ООО «ТЕНСИБ»).
Адрес: 660049, г. Красноярск, ул. Сурикова, д.6, кв. 79.
Тел./факс +7 (391) 240-96-17, 242-37-85, 227-58-75.
ИНН 2466119904
e-mail:
Испытательный центр
Федеральноегосударственноеунитарноепредприятие«Всероссийскийнаучно-
исследовательский институт метрологической службы» (ФГУП «ВНИИМС»)
Адрес: 119361, г. Москва, ул. Озерная, 46.
Тел./факс: (495) 437-55-77 / 437-56-66.
e-mail:
Аттестат аккредитации ФГУП «ВНИИМС» по проведению испытаний средств измере-
ний в целях утверждения типа № 30004-13 от 26.07.2013 г.
Заместитель
Руководителя Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологииС.С. Голубев
М.п.«____»___________2015 г.
Готовы поверить данное средство измерений.
Поверка средств измерений.