Untitled document
Приложение к свидетельству № 56337
об утверждении типа средств измерений
Лист № 1
Всего листов 7
ОПИСАНИЕ ТИПА СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
Весы вагонные для статического взвешивания и взвешивания в движении вагонов
и поездов «РТВ»
Назначение средства измерений
Весы вагонные для статического взвешивания и взвешивания в движении вагонов и
поездов «РТВ» (далее — весы), предназначены для:
-
повагонного статического взвешивания порожних и груженых вагонов с сухими
сыпучими, твердыми, а также жидкими грузами любой вязкости;
-
потележечного или поосного взвешивания в движении порожних и груженых вагонов в
составе без расцепки и поездов в целом с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими
грузами с кинематической вязкостью не менее 59 мм
2
/с;
-
повагонного взвешивания в движении порожних и груженых вагонов в составе без
расцепки и поездов в целом с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими грузами любой
вязкости.
Описание средства измерений
Весы представляют собой систему модулей, описанных ниже.
Грузоприемное устройство весов (далее — ГПУ) представляет собой от одной до
шестнадцати пар весоизмерительных тензорезисторных датчиков «ВР» (далее — датчик).
Упругие элементы датчиков выполнены в виде отрезков рельсов со встроенными в них
тензорезисторами. Датчики устанавливаются в разрыв рельсов колеи железнодорожного пути.
При статическом взвешивании все оси взвешиваемого вагона должны располагаться на
ГПУ весов.
Общий вид ГПУ представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 — Пример общего вида ГПУ (модификация РТВ-Д)
прибору весоизмерительному
преобразование и первичную
Сигнальныекабелидатчиковподключаютсяк
ПВ-15 (далее – ПВ), выполняющему аналогово-цифровое
обработку выходного сигнала датчиков (рисунок 2).
Лист № 2
Всего листов 7
Рисунок 2 — Общий вид ПВ-15
Окончательную обработку данных, управление процессом взвешивания и отображение
результатов измерений выполняет программно-технический комплекс на базе персонального
компьютера или контроллера (далее – ПТК).
ПТКвключаетвсебяпрограммноеобеспечение«АРМ«Весывагонные»
осуществляющее окончательную обработку измерительной информации и отображение
результатов взвешивания.
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругого элемента
датчиков, возникающей под действием силы тяжести взвешиваемого вагона, находящегося на
ГПУ, в аналоговый электрический сигнал, пропорциональный его массе. Далее этот сигнал
преобразуется в цифровой код и обрабатывается. Измеренное значение массы выводится на
дисплей ПТК.
Весы снабжены следующими устройствами и функциями:
а) при взвешивании в движении железнодорожных вагонов (включая цистерны) и
поездов из них:
-
функция определения направления и скорости движения;
-
функция сигнализации о превышении предела допускаемой скорости движения при
взвешивании;
-
функция распознавания локомотива с последующим исключением значения его массы
из результатов измерений;
-
функция определения поосной и потележечной нагрузок от вагона, с вычислением
разности нагрузок на борта и тележки вагона, с расчетом и отображением проекции центра масс
взвешиваемого вагона;
-
устройство полуавтоматической и автоматической установки нуля
б) при статическом взвешивании вагонов (в скобках указаны соответствующие пункты
ГОСТ OIML R 76-1–2011):
-
устройство первоначальной установки нуля (T.2.7.2.4);
-
устройство слежения за нулем (T.2.7.3);
-
полуавтоматическое устройство установки на нуль (T.2.7.2.2);
-
устройство уравновешивания тары — устройство выборки массы тары (T.2.7.4.1);
-
устройство индикации отклонения от нуля (4.5.5).
Модификации весов имеют обозначения вида РТВ-[1] [2]-[3] ([4/5]; [5/6]; [7/8]; [9/10];
[11/12]), расшифровка обозначений приведена в таблице 1.
[2]
Максимальная нагрузка (т)
Таблица 1 — Модификации trial
ПозицияОбозначение
[1]С, Д, СД, Дв
Расшифровка
Режим взвешивания:
С–толькостатическоевзвешивание(весы
неавтоматического действия);
Д – только взвешивание в движении;
СД – статическое взвешивание и взвешивание в движении;
Дв – для взвешивания в движении на высоких скоростях
100, 150
Х – для модифика-
ций с режимом
взвешивания Д, Дв
[3]
1; 2; 3; 4; 5
Х – для модифика-
ций с режимом
взвешивания Д, Дв
[4/5]
[5/6]
[7/8]
[9/10]
[11/12]
0,2; 0,5; 1; 2; Х – не
нормируется
0,2; 0,5; 1; 2; Х – не
нормируется
0,5; 1; 2; Х – не
нормируется
1; 2; Х – не
нормируется
2; Х – не
нормируется
Лист № 3
Всего листов 7
Число поверочных интервалов (см. Таблицу 6):
1-500;
2-750;
3-1000;
4-1500;
5-2000
Классы точности взвешивания вагонов/поездов в диапазоне
скоростей от 1 – 10 км/ч (см. Таблицу 3)
Классы точности взвешивания вагонов/поездов в диапазоне
скоростей от 10 – 20 км/ч (см. Таблицу 3)
Классы точности взвешивания вагонов/поездов в диапазоне
скоростей от 20 – 40 км/ч (см. Таблицу 3)
Классы точности взвешивания вагонов/поездов в диапазоне
скоростей от 40 – 60 км/ч (см. Таблицу 3)
Классы точности взвешивания вагонов/поездов в диапазоне
скоростей от 60 – 80 км/ч (см. Таблицу 3)
Примеры схемы пломбировки от несанкционированного доступа приведены на
рисунке 3.
Рисунок 3 – Пример пломбировки весов
Программное обеспечение
Программное обеспечение (далее — ПО) ПВ является встроенным, используется в
стационарной (закрепленной) аппаратной части с определенными программными средствами.
В ПВ защита от несанкционированного доступа к настройкам и данным измерений
обеспечивается невозможностью изменения ПО без применения специализированного
оборудования производителя.
Программное обеспечение «АРМ «Весы вагонные» (далее – АРМ) является автономным
и состоит из метрологически значимой и метрологически незначимой части.
Метрологически значимая часть защищена от случайных или намеренных изменений
следующим образом:
а) после запуска программы проводится автоматическое вычисление контрольной суммы
по машинному коду (контрольная сумма по CRC-32 со скрытым полиномом) и сравнение
результата с хранящимся в исполняемом файле
WinVesy.exe
фиксированным значением.
б) для защиты от незаконного распространения АРМ используется электронный ключ.
При запуске программы проверяется соответствие версии АРМ «Весы вагонные» с
информацией о версии, хранящейся в электронном ключе. В случае несовпадения версий, АРМ
запускается в демонстрационном режиме без возможности проведения измерений.
в) используется разграничение прав доступа к режимам работы весов (взвешивание,
настройка, юстировка) с помощью пароля;
г) изменение ПО весов через интерфейс пользователя невозможно;
д) при изменении метрологически значимых параметров юстировки и настройки
формируется соответствующая запись в журнале событий, хранящемся в энергонезависимой
памяти;
Схема пломбировки ПВ
Пломба, закрывающая
доступ к монтажному винту
крышки
Пломба в виде
наклейки, разрушаемой
при открытии крышки
Лист № 4
Всего листов 7
е) хранение данных осуществляется на жестком диске ПТК в качестве запоминающего
средства и осуществляется в зашифрованном виде (с использованием контрольной суммы по
CRC-32 со скрытым полиномом).
Защита ПО от преднамеренных и непреднамеренных воздействий соответствует уровню
«С» по МИ 3286-2010.
Идентификационные данные АРМ «Весы вагонные» (см. таблицу 2) доступны для
просмотра в меню «Справка - О программе» программы.
Алгоритм
вычисления
цифрового
идентифика-
тора ПО
CRC32
(идентификационный
трольная
Таблица 2 — Идентификационные данные ПО
Цифровой
идентифика-
Наименова-Идентификационное
Номер версиитор ПО (кон-
ние ПО наименование ПО
номер) ПО сумма
исполняемого
кода)
АРМ «Весы вагонные»
АРМ(WinVesy.exe).
«ВесыМетрологически значимая1.0.0.1
1)
A28C19E4
вагонные» часть
DynamicWeightLibrary.dll
Примечание:
1) Номер версии метрологически значимой части DynamicWeightLibrary.dll
Метрологические и технические характеристики
1. Метрологические и технические характеристики весов по ГОСТ 30414–96 при
взвешивании в движении:
Класс точности при взвешивании вагона в составе
0,5; 1; 2 (см. таблицу 3; 4);
Класс точности при взвешивании поездов 0,2; 0,5; 1; 2 (см. таблицу 3; 5).
Наибольший предел взвешивания (НПВ), т: 200;
Наименьший предел взвешивания (НмПВ), т: 10;
Дискретность отсчета (d), кг: 50;
Наибольшая нагрузка на ГПУ от оси вагона без суммирования, т:
30;
Направление движения при взвешивании:
двустороннее;
Скорость движения вагонов при взвешивании, км/ч от 1 до 80.
Классы точности в различных диапазонах скоростей представлены в таблице 3.
–
2
от 60-80
Таблица 3 — Классы точности по ГОСТ 30414–96
Диапазоны скоростей, км/ч
от 1-10от 10-20от 20-40от 40-60
Классы точности
взвешивания0,5; 1; 20,5; 1; 20,5; 1; 2–
вагонов
Классы точности
взвешивания0,2; 0,5; 1; 20,2; 0,5; 1; 20,5; 1; 21; 2
поездов
Классы точности по ГОСТ 30414–96 и пределы допускаемой погрешности весов при
взвешивании в движении вагона в составе без расцепки при первичной поверке приведены в
таблице 4.
Лист № 5
Всего листов 7
Класс точности по
ГОСТ 30414–96
Таблица 4
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне
от НмПВ до 35% НПВ включ.,св. 35% НПВ,
% от 35% НПВ% от измеряемой массы
0,5 ±0,25 ±0,25
1 ±0,5 ±0,5
2 ±1,0 ±1,0
Примечание – Значения пределов допускаемой погрешности весов для конкретного
значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов.
Классы точности по ГОСТ 30414–96 и пределы допускаемой погрешности весов при
взвешивании в движении поездов в целом при первичной поверке приведены в таблице 5.
Класс точности по
ГОСТ 30414–96
Таблица 5
включ.,
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне
от НмПВ × n до 35% НПВ × n
с
в
. 35% Н
П
В
×
n,
% от 35% НПВ ×
n
% от измеряемой массы
0,2
±
0,1
±
0,1
0,5
±
0,25
±
0,25
1 ±0,5 ±0,5
2 ±1,0 ±1,0
Примечание – n – число контрольных вагонов в поезде (но не менее 5).
2. Метрологические характеристики весов по ГОСТ OIMLR 76-1—2011при статическом
взвешивании:
Класс точностиIII (средний).
Диапазон уравновешивания тары 100% Max.
Значения максимальных нагрузок Max, числа n поверочных интервалов e весов указаны
в таблице 6.
Максимальная
нагрузка, Max, т
Таблица 6 — Метрологические характеристики весов по ГОСТ OIMLR 76-1—2011
Поверочный интервалЧисло
Модификацияe, действительная ценаповерочныхПримечание
деления d, e=d,кг интервалов n
РТВ-[1] 100-[5] 100 50 2000
РТВ-[1] 100-[3] 100 100 1000
РТВ-[1] 100-[1] 100 200 500
РТВ-[1] 150-[4] 150 100 1500
РТВ-[1] 150-[2] 150 200 750
от минус 50 до плюс 50.
от минус 10 до плюс 40.
3. Технические характеристики и условия применения
Диапазон температуры для ГПУ и ПВ, °С:
Диапазон температуры для ПТК, °С
Параметры электропитания от сети переменного тока:
напряжение, В
220
частота, Гц
+
10%
-
15%
;
50
±
1.
Знак утверждения типа
Знак утверждения типа наносится на маркировочные таблички, расположенные на
корпусе ГПУ и/или ПВ, а также на титульные листы эксплуатационной документации.
Лист № 6
Всего листов 7
Комплектность средства измерений
1. Весы.............................................................................................................................1 компл.
2. Руководство по эксплуатации........................................................................................1 экз.
3. Руководство по эксплуатации ПВ .................................................................................1 экз.
Поверка
весов осуществляется:
- при взвешивании в движении в соответствии с ГОСТ Р 8.598–2003 «Весы для
взвешивания железнодорожных транспортных средств в движении. Методика поверки»;
- при статическом взвешивании в соответствии с ГОСТ OIMLR 76-1–2011 «Весы
неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания»
Приложение ДА «Методика поверки весов».
Идентификационные данные, а также процедура идентификации программного
обеспечения приведены в п. 2.4 руководства по эксплуатации.
Основные средства поверки:
-
гири, соответствующие классу точности М
1
, М
1-2
по ГОСТ OIMLR 111-1 – 2009;
-
контрольныевесыииспытательныйсостав,соответствующиетребованиям,
изложенным ГОСТ Р 8.598–2003.
Сведения о методиках (методах) измерений
Раздел 6 «Порядок работы» документа «Весы вагонные для статического взвешивания и
взвешивания в движении вагонов и поездов «РТВ».Руководство по эксплуатации».
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к весам вагонным
для статического взвешивания и взвешивания в движении вагонов и поездов «РТВ»
1. ГОСТ 30414–96 «Весы для взвешивания транспортных средств в движении. Общие
технические требования».
2. ГОСТOIMLR76-1–2011«Весынеавтоматическогодействия.Часть1.
Метрологические и технические требования. Испытания».
3. ТУ 4274-054-10897043-2013«Весы вагонные для статического взвешивания и
взвешивания в движении вагонов и поездов «РТВ». Технические условия».
4. ГОСТ 8.021-2005 «Государственная система обеспечения единства измерений.
Государственная поверочная схема для средств измерений массы».
Рекомендации по областям применения в сфере государственного регулирования
обеспечения единства измерений
Осуществление торговли и товарообменных операций.
Выполнение государственных учетных операций.
Осуществлениепроизводственногоконтролязасоблюдениемустановленных
законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к
эксплуатации опасного производственного объекта.
Осуществление мероприятий государственного контроля (надзора).
Изготовитель
Общество с ограниченной ответственностью «Инженерный центр «АСИ», г. Кемерово
(ООО «Инженерный центр «АСИ»), г. Кемерово
650000, Россия, г. Кемерово,ул. Кузбасская, 31
Тел./факс: (384-2) 36-61-49
e-mail:
Лист № 7
Всего листов 7
Испытательный центр
Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-
исследовательский институт метрологической службы» (ФГУП «ВНИИМС»)
Адрес: 119361, г. Москва, ул. Озерная, д.46
Тел./факс: (495)437-55-77 / 437-56-66;
E-mail:
,
Аттестат аккредитации ФГУП «ВНИИМС» по проведению испытаний средств
измерений в целях утверждения типа № 30004-13 от 26.07.2013 г.
Заместитель Руководителя
Федерального агентства по
техническому регулированию
и метрологии
Ф.В. Булыгин
М.п.
«______»______________ 2014 г.
Готовы поверить данное средство измерений.
Поверка средств измерений.