Приложение к свидетельству № 52682
об утверждении типа средств измерений
Лист № 1
Всего листов 9
ОПИСАНИЕ ТИПА СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
(в редакциях, утвержденных приказами Росстандарта № 40 от 15.01.2019 г.,
№ 1201 от 14.07.2020 г.)
Весы вагонные ВС-В
Назначение средства измерений
Весы вагонные ВС-В предназначены для:
- повагонногостатического взвешивания порожних и груженных вагонов с любым
грузом в т.ч. жидким любой вязкости;
- поосного или потележечного взвешивания в движении порожних и груженых вагонов в
составе без расцепки и составов в целом с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими
грузами с кинематической вязкостью не менее 59 мм
2
/с;
- повагонного взвешивания в движении цистерн с жидкими грузами любой вязкости.
Описание средства измерений
Принцип действия весов основан на преобразовании действующей на весы нагрузки,
создаваемой взвешиваемым объектом, в деформацию упругого элемента весоизмерительного
датчика, на котором наклеены тензорезисторы. Деформация упругого элемента вызывает
изменение электрического сигнала, снимаемого с тензорезисторов. Данный сигнал передаётся
в индикатор или контроллер, где обрабатывается в соответствии с заданным алгоритмом, с
последующей выдачей результата взвешивания на цифровое табло последнего. Далее сигнал
может передаваться в ПК с установленным внешним программным обеспечением (ПО)
«Смарт-Вагон» для целей его обработки, хранения информации в базах данных и
формирования отчётных форм.
Весы состоят из грузоприемного, грузопередающего, весоизмерительного устройств и,
при необходимости, компьютера с ПО «Смарт-Вагон».
Грузоприемное устройство (ГПУ) предназначено для принятия нагрузки и включает в
себя:
- для взвешивания в статическом режиме от одной до четырех платформ;
- для поосного и потележечного взвешивания в движении одну платформу;
- для повагонного взвешивания в движении от 1 до 2-х платформ.
Весоизмерительное устройство предназначено для измерения массы нагрузки и состоит
из весоизмерительных датчиков (4 - 16 ) и индикатора или контроллера.
Грузопередающие устройства (узлы встройки датчиков) являются связующим звеном
между грузоприемным и весоизмерительным устройствами.
Весы могут устанавливаться как на фундаменте, так и на утрамбованное щебеночное
основание.
В весах устанавливаются датчики весоизмерительные тензорезисторные типов С16А или
цифровые датчики типа С16iфирмы «Hottinger Baldwin Messtechnik GmbH»,Германия
(регистрационный № 20784-09), илитипа С11 фирмы«Deasar Sensors Ou», Эстония
(регистрационный № 51168-12), или типа ZSFY фирмы «Keli Elektric Manufacturing Co., Ltd»,
Китай,(регистрационный № 39778-09),или типаZSFY-D фирмы
«KELI SENSING TECHNOLOGY (NINGBO) CO.,LTD», Китай (регистрационный № 75819-19).
В весах применяютсяиндикаторы типа CI-2001Aфирмы «CAS Corporation, Ltd.»,
Р.Корея (регистрационный № 50968-12) или ЭТА-01, или ЭТD-01 (для цифровых датчиков),
производства ООО «СмартВес», Россия, или контроллер программируемый логический ПЛК73
(далее контроллер) производства ООО «Производственное объединение Овен», Россия
(регистрационный№ 48600-11). Индикатор или контроллернаходится в помещении или
непосредственно возле весов в шкафу приборном, в котором поддерживается температура,
соответствующая условиям эксплуатации индикатора или контроллера.
Лист № 2
Всего листов 9
В весах предусмотрены следующие функциональные возможности:
а) при статическом взвешивании:
- устройство первоначальной установки нуля;
- полуавтоматическое устройство установки нуля;
- полуавтоматическое устройство выборки массы тары.
- производить вычисления поперечного или продольного смещения центра тяжести в
горизонтальной плоскости транспортного средства для модификации с цифровыми датчиками;
б) при взвешивании в движении:
- исключение массы локомотива из массы всего состава вручную;
- определение в составе порядкового номера транспортного средства, движущегося
через весы;
- обработка и хранение информации в базе данных;
- формирование отчетных форм;
- фиксирование даты и времени суток при взвешивании каждого транспортного
средства.
Весы выпускаются в модификациях, имеющих обозначение ВС-В - [1]-[2]-[3]-[4]-К,
расшифровка обозначений приведена в таблице 1.
Максимальная нагрузка, т;
Таблица 1
ПозицияЗначениеРасшифровка
ВС-Втип весов
[1]*100, 150, 200
[2]С, Д, СД
[3]1, 2, 3, 4
[4]1, 2, 3, 4, 5
К0,5; 1; 2
Режим взвешивания:
С - только статическое взвешивание;
Д - только взвешивание в движении;
СД - статическое взвешивание и взвешивание в движении.
Режим взвешивания в движении:
Д/О – поосный; Д/Т – потележечный; Д/В – повагонный.
Тип индикатора:
1 - CI-2001A
2 - ЭТА-01
3 - ЭТD-01
4 - контроллер ПЛК73
Тип используемых датчиков:
1 - С16А
2 - С16i
3 - С11
4 - ZSFY
5 - ZSFY-D
-индекс,устанавливающийпределыдопускаемой
погрешности весов при взвешивании в движении при
первичной поверке или калибровке в зависимости от
диапазона взвешивания;
- обозначение отсутствует - статическое взвешивание
Модификациивесов отличаютсямаксимальныминагрузкамидлястатического
взвешивания, наибольшими пределами взвешивания в движении, режимами взвешивания в
движении, типом весоизмерительных датчиков и индикаторов, и другими характеристиками,
параметры которых приведены в таблицах 3 - 7.
____________
*При взвешивании в движении наибольший предел взвешивания,отличный от максимального
значения в статике, указывается через дробь для модели СД.
Лист № 3
Всего листов 9
Общий вид весов вагонных ВС-В представлен на рисунке 1.
Рисунок 1- Общий вид весов вагонных ВС-В
Схемы пломбирования от несанкционированного доступа и место установки пломбы для
нанесения оттиска клейма на индикаторе представлены на рисунках 2, 3, 4 и 5.
Место установки пломбы
Рисунок 2 - Внешний вид и схема пломбирования индикатора CI-2001A
Место установки пломбы
Рисунок 3 - Внешний вид и схема пломбирования индикатора ЭТА-01
Лист № 4
Всего листов 9
Место установки пломбы
Рисунок 4 - Внешний вид и схема пломбирования индикатора ЭТD-01
Рисунок 5 - Внешний вид и схема пломбирования контроллера ПЛК73
Программное обеспечение
Индикаторы CI-2001A, ЭТА-01, ЭТD-01 имеют встроенное программное обеспечение
(далее по тексту – ПО), которое жестко привязано к электрической схеме и идентифицируется
по номеру версии ПО. Номер версии ПО высвечивается на дисплее при каждом запуске
индикатора.
ПО контроллера ПЛК73 состоит из:
- встроенной в корпус ПЛК73 части ПО;
- автономной части ПО («СоDeSys»), реализованной в виде файлов операционной
системы ПО.
ПО идентифицируется по номеру версии ПО и контрольной сумме.
Несанкционированный доступ к метрологически значимому ПО предотвращается путем
использования специального разъема для программирования индикатора и контроллера,
расположенного на задней стенке. Доступ к специальному разъему ограничен металлической
планкой, закрытой винтом-заглушкой, которая пломбируетсяпосле поверки. Программное
обеспечение не может быть модифицировано или загружено через какой-либо интерфейс, или с
помощью других средств после поверки без нарушения пломбы.
Автономное ПО «Смарт-Вагон» выполняется на ПК и идентифицируется по номеру
версии и контрольной сумме ПО, номер версии высвечивается на дисплее при каждом запуске
ПК.
Хранение данных ПО «Смарт-Вагон» реализовано с использованием СУБД Firebird.
Исполнение ПО «Смарт-Вагон» возможно только при наличии уникального электронного
ключа ГОСТ Р 34.11/34.10-2012 в разъеме USB порта ПК.
Идентификационные данные программного обеспечения приведены в таблице 2.
Место установки пломбы
Лист № 5
Всего листов 9
ПЛК73
ЭТА-01
ЭТD-01
«Смарт-Вагон»
—
—
СмартВес
0f
1.00; 1.01;
1.02
9.9.9.9.9.9.9
00009.0
0f
—
—
—
MD5
—
—
—
МD5
(RFC1321)
Значение
СI-2000
series
firmware
PLC73_PLC51C_
AT мega64A_v0f
65D5CFDB445156
4F9534A13E5158E
c41а86f3059с20337869f3a
84171ас00
Таблица 2
Идентификационные
данные (признаки)
Наименование
программного
обеспечения
Идентификационное
наименование ПО
Номер версии
(идентификационный
номер) ПО
Цифровой
идентификатор ПО
Алгоритм вычисления
цифрового
идентификатора
программного
обеспечения
Защита ПО от преднамеренных и непреднамеренных воздействий соответствует уровню
«низкий» по Р 50.2.077-2014 для индикаторов.
Защита ПО ПЛК73соответствует уровню «низкий» - для встроенной части ПО и
уровню «высокий» - для автономных частей ПО. Метрологически значимые автономные части
ПО СИ и измеренные данныезащищены с помощью специальных средств защиты от
преднамеренных изменений.
статическом
4, основные
в движении
Метрологические и технические характеристики
Основные метрологические характеристики весов при взвешивании в
режиме приведены в таблице 3, при взвешиваниив движении – в таблице
технические характеристики при статическом взвешивании ивзвешивании
приведены в таблице 7.
Наименование характеристики
III (средний)
50
50
100
± 0,25е
Таблица 3
ВС-В-100
Значение
ВС-В-150
ВС-В-200
100
1
150
1
200
2
2000
3000
2000
±0,5e (±1,0e)
±1,0e (±2,0e)
—
±0,5e (±1,0e)
±1,0e (±2,0e)
±1,5e (±3,0e)
±0,5e (±1,0e)
±1,0e (±2,0e)
—
Класс точности
по ГОСТ OIML R 76-1-2011
Максимальная нагрузка Мах, т
Минимальная нагрузка Min, т
Поверочный интервал e, действительная
цена деления (шкалы) d, e=d , кг
Число поверочных интервалов (n)
Пределы допускаемой погрешности
(mpe) при первичной поверке (в
эксплуатации) для нагрузки, выраженной
в поверочных интервалах е весов:
- от Min до 500е вкл.
- св. 500е до 2000е вкл.
- св. 2000е до Max вкл.
Пределы допускаемой погрешности
устройства установки на нуль
Диапазон выборки массы тары
от 0 до 90 % Max
Лист № 6
Всего листов 9
Значение
100; 150; 200
16
указана в таблице 3
двустороннее
Таблица 4
Характеристика
Наибольший предел взвешивания весов (НПВ), т
Наименьший предел взвешивания весов (НмПВ), т
Действительная цена деления (d)*
Направление взвешивания
Скорость движения вагонов по весам, км/ч:
- при взвешивании в движении, не более
- без взвешивания
Регулировка нуля
5
до 15
автоматическая
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении вагона в составе
без расцепки при первичной поверке или калибровке в зависимости от индекса К и диапазона
взвешивания, должны соответствовать указанным в таблице 5.
диапазоне
от НмПВ до 35%
НПВ вкл.,
св. 35% НПВ,
% от измеряемой
Таблица 5
Индекс, устанавливающий пределы допускаемой
Пределы допускаемой погрешности в
погрешности весов при взвешивании в движении
при первичной поверке или калибровке в
зависимости от диапазона взвешивания
% от 35% НПВмассы
0,5 ±0,25 ±0,25
1±0,5±0,5
2 ±1 ±1
Примечания
1 Значения пределов допускаемой погрешности для конкретного значения массы округляют до
ближайшего большего значения, кратного дискретности весов
2 При взвешивании вагонов и вагонеток в составе без расцепки общей массой свыше
1000 т абсолютные значения пределов допускаемой погрешности при первичной поверке и в
эксплуатации увеличивают на 200 кг на каждую дополнительную 1000 т общей массы состава.
3 При взвешивании вагонов в процессе первичной поверки допускается не более 10% результатов
взвешивания, для которых погрешность превышает указанные выше, но не должна превышать пределы
допускаемой погрешности в эксплуатации.
Пределы допускаемой погрешности при периодической поверке равны удвоенным
значениям, приведенным в таблице 5.
Пределы допускаемой погрешности при первичной поверке составов в движении из
n
вагонов в зависимости от индекса Ки диапазона взвешивания, должны соответствовать
указанным в таблице 6.
св. 35% НПВ x n,
% от измеряемой
массы
Таблица 6
Пределы допускаемой погрешности в
Индекс, устанавливающий пределы допускаемойдиапазоне
погрешности весов при взвешивании в движенииот НмПВ x n
при первичной поверке или калибровке в до 35% НПВ x n
зависимости от диапазона взвешиваниявключ.,
% от 35% НПВ x n
0,5 ±0,25 ±0,25
1 ±0,5 ±0,5
Примечание
1 Значения пределов допускаемой погрешности для конкретного значения массы округляют до
ближайшего большего значения, кратного дискретности весов.
2 n – число вагонов (не менее 3). При фактическом числе вагонов, превышающем 10, значение n
принимают равным 10.
* Действительная цена деления (d),указаннаявтаблице 3, может отличаться от заданных значений для
моделей СД при взвешивании в движении, при этом изменение должно происходить автоматически.
Лист № 7
Всего листов 9
Пределы допускаемой погрешности при периодической поверке равны удвоенным
значениям, приведенным в таблице 6.
от - 50 до + 50
от - 40 до + 50
от - 40 до + 40
95
от - 10 до + 40
от - 10 до + 55
от + 5 до + 55
Значение
500
Таблица 7
Наименование характеристики
Потребляемая мощность, В∙А, не более
Условия эксплуатации весов:
Предельные значения температуры (T
min
, T
max
),
°
С
для весоизмерительного устройства с
- датчиками С16А
- датчиками С11, С16i , ZSFY
- датчиками ZSFY-D
Относительная влажность при температуре 35 °С, %, не более
Предельные значения температуры для индикаторов (T
min
, T
max
),
°
С
Предельные значения температуры для контроллера ПЛК73 (T
min
, T
max
),ºС
Предельные значения температуры для ПК,ºС
Параметры электрического питания весов:
- напряжение переменного тока, В
- частота переменного тока, Гц
Габаритные размеры грузоприемной платформы:
(длина/ширина/высота), м,
Масса грузоприемной платформы, т
Средний срок службы, лет
Вероятность безотказной работы за 2000 часов, не менее
от 187 до 242
50
±
1
от 1,4/1,9/0,5
до 15,5/2,3/1,4
от 1,7 до 15
15
0,95
Перечень весоизмерительных датчиков и индикаторов или контроллера, применяемых в
различных модификациях весов, приведен в таблице 8.
C16А, С11, ZSFY
ЭТА-01, CI-2001A, ПЛК73
С16i, ZSFY-D
ЭТD-01
C16А, С11, ZSFY
ПЛК73
C16А, С11, ZSFY
ЭТА-01, CI-2001A, ПЛК73
Обозначение
весоизмерительного датчика
Обозначение индикатора,
контроллера
Таблица 8
Обозначение
весов
ВС-В -100-С-[3]- [4]
ВС-В -150-С-[3]- [4]
ВС-В -200-С-[3]- [4]
ВС-В -100-С-[3]- [4]
ВС-В -150-С-[3]- [4]
ВС-В -200-С-[3]- [4]
ВС-В -100-Д/О-[3]- [4]
- К
ВС-В -150-Д/О-[3]- [4]
- К
ВС-В -200-Д/О-[3]- [4]
- К
ВС-В -100-Д/Т-[3]- [4]
- К
ВС-В -150-Д/Т-[3]- [4]
- К
ВС-В -200-Д/Т-[3]- [4]
- К
ВС-В -100-Д/В-[3]- [4]
- К
ВС-В -150-Д/В-[3]- [4]
- К
ВС-В -200-Д/В-[3]- [4]
- К
ВС-В -100-СД -[3]- [4]
- К
ВС-В -150-СД -[3]- [4]
- К
ВС-В -200-СД -[3]- [4]
- К
Лист № 8
Всего листов 9
Знак утверждения типа
наносится на маркировочную табличку, расположенную на ГПУ весов, фотохимическим
способом и на титульный лист Руководства по эксплуатации весов типографским способом.
Комплектность средства измерений
1
ПК с программным обеспечением (ПО)
«Смарт-Вагон» и руководство пользователя
1
Таблица 9 – Комплектность средства измерений
НаименованиеКол-воПримечание
Весы ВС-В в сборе: 1
Весоизмерительное устройство, в т.ч.:1
-датчики C16А или С16i, или С11, или ZSFY,4-16
или ZSFY-D
1
- индикатор ЭТА-01, или ЭТD-01, или CI-2001A
или контроллер ПЛК73
Руководство по эксплуатации весов
СВ 4274-008-54260022-2013 РЭ
Паспорт CВ 4274-008-54260022-2013 ПС
Руководство по эксплуатации на индикатор или
контроллер
1
1
ПК поставляется по
отдельному заказу,
выполняемые функции ПО
оговариваются при заказе
Поверка
осуществляется:
- в режиме статического взвешивания - по ГОСТ OIML R 76-1-2011 «ГСИ. Весы
неавтоматическогодействия.Часть1.Метрологическиеитехническиетребования.
Испытания», в соответствии с Приложением ДА. Методика поверки весов. Основное
поверочное оборудование – гири класса точности М
1
и М
1-2
по ГОСТ OIML R 111-1-2009 «Гири
классов E
1
, E
2
, F
1
, F
2
, M
1
, M
1-2
, M
2
, M
2-3
и M
3
. Метрологические и технические требования».
- в режиме взвешивания в движении – по ГОСТ Р 8.598-2003«Весы для взвешивания
железнодорожных транспортных средств в движении. Методика поверки».
Основное поверочное оборудование - контрольные вагоны и контрольный состав из них.
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение
метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке средств измерений, так как условия
эксплуатации весов не обеспечивают его сохранность в течение всего интервала между повер-
ками при нанесении на весы.
Сведения о методиках (методах) измерений
изложены в эксплуатационном документе.
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к весам вагонным
ВС-В
ГОСТ OIML R 76-1-2011 «ГСИ. Весы неавтоматического действия. Часть 1.
Метрологические и технические требования. Испытания»
Приказ Росстандарта от 29 декабря 2018 №2818 «Об утверждении Государственной
поверочной схемы для средств измерений массы»
ГОСТ Р 8.598-2003 «Весы для взвешивания железнодорожных транспортных средств в
движении. Методика поверки»
Технические условия ТУ 4274-008-54260022-2013
Лист № 9
Всего листов 9
Изготовитель
Общество с ограниченной ответственностью «СмартВес» (ООО «СмартВес»)
ИНН 7806108926
Юридический адрес: 195248, г. Санкт-Петербург, Ириновский пр-т, д.2, литера Л,
пом. 119
Адрес: 195176, г. Санкт-Петербург, ул. Львовская, д. 8
Тел./факс: +7 (495) 408-67-90, 579-98-36; 579-98-41
E-mail:
Испытательный центр
Федеральное государственное унитарное предприятие «Сибирский государственный
ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт метрологии»
(ФГУП «СНИИМ»)
Адрес: 630004, г. Новосибирск, пр. Димитрова, 4
Тел.: +7 (383) 210-08-14, факс: +7 (383) 210-13-60
E-mail:
Аттестат аккредитации ФГУП «СНИИМ» по проведению испытаний средств измерений
в целях утверждения типа № 30007-09 от 12.12.2009 г.
научно-
средств
В части вносимых изменений:
Федеральноегосударственноеунитарноепредприятие«Всероссийский
исследовательский институт метрологической службы» (ФГУП «ВНИИМС»)
Адрес: 119361, г. Москва, ул. Озерная, 46
Тел./факс: +7 (495) 437-55-77/ 437-56-66
Web-сайт:
E-mail:
Аттестат аккредитации ФГУП «ВНИИМС» по проведению испытаний
измерений в целях утверждения типа №30004-13 от 29.03.2018 г.
(Редакция приказа Росстандарта № 1201 от 14.07.2020 г.)
Заместитель
Руководителя Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологииС.С. Голубев
М.п.« ___ » _______________ 2020 г.
Готовы поверить данное средство измерений.
Поверка средств измерений.