Приложение к свидетельству № 52569
об утверждении типа средств измерений
Лист №1
Всего листов 6
ОПИСАНИЕ ТИПА СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
Модули автоматизированные вихретокового контроля колесных пар вагонов
Назначение средства измерений
Модули автоматизированные вихретокового контроля колесных пар вагонов (далее –
модули) предназначены для измерения и регистрации координат дефектов эксплуатационного
и технологического происхождения (трещин, выщербин, поверхностных отколов и других) в
элементахколесных парпассажирских игрузовыхвагонов, немоторныхвагонов
моторвагонного подвижного состава (электро- и дизель-поездов).
Описание средства измерений
Принципдействиямодулейвихретоковогоконтроляоснованнаанализе
взаимодействия внешнего электромагнитного поля с электромагнитным полем вихревых
токов, наводимых в объект контроля этим полем с использованием вихретоковых
преобразователей (ВТП). ВТП сгруппированы в виде нескольких конструктивных элементов –
сканеров. Каждой зоне контроля колесной пары (КП) соответствует свой сканер (таблица 3).
Для контроля криволинейных зон используются сканеры с криволинейными поверхностями.
Применяемые в модулях сканеры представляют собой матрицы многоэлементных
ВТП,обеспечивающихвыявлениеразличноориентированныхповерхностныхи
подповерхностных дефектов. Для этого каждый сканер разбит на зоны (от 5 до 8). В каждой
зоне сканера имеется 4 вихретоковых преобразователя: абсолютный и дифференциальные
(расположенные перпендикулярно и со смещением друг относительно друга).
Возбуждение ВТП и обработка результатов контроля производится электронными
блоками, размещенными в сканерах и многоканальном вихретоковом дефектоскопе (системном
блоке промышленной электронно-вычислительной машины (ПЭВМ)). Системы подвеса и
позиционирования сканеров обеспечивают их перемещение в рабочее положение и
необходимый зазор между сканером и поверхностями контролируемого изделия.
Модули обеспечивают проведение вихретокового контроля поверхности катания
колеса, гребня, а также с двух сторон – боковых поверхностей обода и диска колеса,
галтельных переходов от диска к ободу и от диска к ступице колеса, торцов ступицы колеса и
боковых поверхностей венцов тормозных дисков.
Модули обеспечивают контроль КП в различных состояниях:
-
с корпусами буксовых узлов, с внутренними кольцами буксовых подшипников или с
открытой шейкой;
-
с тормозными дисками и без них;
-
с редуктором генератора и без него.
Модули являются многоканальными системами вихретокового контроля.
Лист№2
Всего листов 6
На рисунке 1 представлена фотография общего вида модулей.
Рисунок 1 – Общий вид
Модули размещаются в технологической линии по освидетельствованию КП в
вагонном (мотор-вагонном) депо на участке неразрушающего контроля.
Механическая часть модулей состоит из:
– устройства ориентации буксы;
– устройства позиционирования и подвода сканеров;
– устройства подъемно-поворотного;
– сканеров.
ПЭВМ обеспечивает работу модулей во всех необходимых режимах. Программное
обеспечение (ПО) используется для настройки модулей, сбора и обработки информации.
Программное обеспечение
В модулях установлено программное обеспечение «AutomatVT». Идентификационные
данные ПО приведены в таблице 1.
При работе с ПО пользователь не имеет возможности влиять на процесс расчета и не
может изменять полученные в ходе измерений данные. Вследствие этого ПО не оказывает
влияния на метрологические характеристики модуля. Защита метрологически значимого ПО
от непреднамеренных и преднамеренных изменений соответствует уровню «С» согласно МИ
3286-2010.
Лист№3
Всего листов 6
Таблица 1
–*
Идентификации Номер версии Цифровой идентифи-
Наименованиеонное(идентификаци катор программного
программного наименование онный номер)обеспечения
обеспечения программного программного (контрольная сумма
обеспечения обеспечения исполняемого кода)
Алгоритм вычисления
цифрового
идентификатора
программного
обеспечения
Программа
обработки данных
AutomatVT0.1–*
* Пользователь не имеет доступа к исполняемому файлу.
Метрологические и технические характеристики
Основные метрологические и технические характеристики приведены в таблице 2.
Таблица 2
800
´
900
´
2000
1800
´
2950
´
2500
1800
´
2950
´
2900
Значения
От 7 до 115
От 0 до 360
±2
2,7
Наименование характеристик
Диапазон установки частоты возбуждения вихревых токов, кГц
Диапазон измерения координаты дефекта (угол), …°
Пределы допускаемого отклонения установки частоты
возбуждения вихревых токов, %
Амплитуда сигнала задающего генератора, В, не менее
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения
координаты дефекта (угол), …°
Режимы работы сканеров
±5
Абсолютный,
дифференциальный
0,5
3,0
От 1 до 3
От 1 до 6
2
53
70
12
Чувствительность: минимальная глубина выявляемых
поверхностных дефектов (пропилов) произвольной ориентации,
мм:
- Сканеры № 3, № 4, № 11
- Сканеры №№ 1-2, №№ 5-10, №№ 12-15
Диапазон изменения воздушного зазора, мм:
- Сканеры № 3, № 4, № 11
- Сканеры №№ 1-2, №№ 5-10, №№ 12-15
Время установления рабочего режима в нормальных условиях,
мин, не более
Время разворота колесной пары, с, не более
Период вращения колесной пары, с, не более
Время контроля одной колесной пары, мин, не более
Масса, кг, не более:
- шкаф управления с размещенным внутри многоканальным
дефектоскопом на базе ПЭВМ
- механическая часть модуля
200
2000
Габаритные размеры, длина
´
ширина
´
высота, мм, не более:
- шкаф управления
- механической части модуля без устройства разворота колесной
пары
- механической части модуля с устройством разворота колесной
пары
Лист№4
Всего листов 6
- линейное, межфазное напряжение, В
- напряжение каждой из фаз (фазное напряжение), В
- частота, Гц
- максимальный ток, потребляемый электромеханической частью
модуля по каждой из трех фаз, А
- максимальная потребляемая мощность, кВ×А, не более
трехфазная
четырехпроводная
общего назначения
380
±
38
220
±
22
50
±
0,4
Отплюс1 доплюс35
Параметры питания:
электрическая сеть
4,5
3,5
1000
19,6
Средняя наработка на отказ модуля с учетом технического
обслуживания и комплекта ЗИП, ч, не менее
Средний срок службы модуля, лет, не менее, с учетом наличия
комплекта ЗИП
Условия эксплуатации:
- температура окружающей среды, °С
Знак утверждения типа
Знак утверждения наносится на переднюю дверь шкафа управления (возле условного
обозначения модуля) с помощью наклейки и на титульный лист Руководства по эксплуатации
ДШЕК.411723.001 РЭ (в правый верхний угол под линией, проходящей под названием
организации изготовителя) типографским способом.
Комплектность средства измерений
Комплект поставки
ДШЕК.424357.001
ДШЕК.411723.001
ДШЕК.424357.001-01
ДШЕК.411723.001-01
Комплект поставки модуля приведен в таблице 3.
Таблица 3
НаименованиеОбозначение
ДШЕК.422411.005 - 1 - 1
ДШЕК.433600.003 1 1 1 1
ДШЕК. 426487.0011111
Шкаф управления
Многоканальный дефектоскоп на базе ПЭВМ
Устройство позиционирования
и подвода сканеров системы вихретокового
контроля
Сканеры колеса:
Сканер № 1 (внешняя боковая грань обода)
Сканер № 2 (гребень)
Сканер № 3 (гребень и поверхность катания)
Сканер № 4 (поверхность катания)
Сканер № 5 (внешняя приободная зона)
ДШЕК.411618.0011111
ДШЕК.411618.0011111
ДШЕК.411618.0031111
ДШЕК.411618.0041111
ДШЕК.411618.0051111
Лист№5
Всего листов 6
Устройство подъемно–поворотное
Сканер № 6 (внутренняя приободная зона) ДШЕК.411618.006 1 1 1 1
Сканер № 7 (внешний переход от диска к ступице) ДШЕК.411618.007 1 1 1 1
ДШЕК.411618.0081111
Сканер № 8 (внутренний переход от диска к
ступице)
Сканер № 9 (внешний торец ступицы)
Сканер № 10 (внутренний торец ступицы)
Сканер № 11 (внутренняя боковая грань обода)
ДШЕК.411618.0091111
ДШЕК.411618.0101111
ДШЕК.411618.0111111
Сканер № 12 (внешняя средняя часть диска колеса ДШЕК.411618.0121111
ДШЕК.411618.0121111
ДШЕК.411618.01211-
-
Сканер № 13 (внутренняя средняя часть диска
колеса)
Сканеры тормозного диска:
Сканер № 14 (внешняя сторона венца тормозного
диска)
Сканер № 15 (внутренняя сторона венца
тормозного диска)
ДШЕК.411618.01211
--
ДШЕК.483219.002-1-1
ДШЕК.411978.007
1111
-
1111
Комплект запасных частей, инструмента и
принадлежностей
Устройство ориентации буксыДШЕК 422449.0011111
Комплект эксплуатационной документации
(включая методику поверки)
Комплект упаковокДШЕК.411979.0041111
Примечание – В комплект поставки могут входить дополнительные составные части,
поставляемые по отдельному заказу.
Поверка
осуществляется по документу ДШЕК.411723.001 И3 «ГСИ. Модули автоматизированные
вихретокового контроля колесных пар вагонов. Методика поверки», утвержденному ГЦИ СИ
ФГУП «ВНИИОФИ» в мае 2013 года.
Основные средства поверки:
1. ОсциллографцифровойTDS2012B.Диапазонизмеряемыхразмаховнапряжений
импульсных радиосигналов 4 мВ – 500 В. Пределы допускаемой основной относительной
погрешности измерения амплитуды напряжения ±3 %.
2. Источник питания постоянного тока Б5-50. Пределы установки выходного напряжения от 0
до 49,9 В; выходного тока от 0 до 1,99 А
3. Комплект мер моделей дефектов А-ВТ-12. Ширина пропилов 0,2 мм, предельное отклонение
+0,1 мм; глубина пропилов для мер Ск 3, Ск 4, Ск 11 – 0,5 мм, предельное отклонение +0,1
мм; глубина пропилов для мер Ск 1-2-9-10-12-13, Ск 5, Ск 6, Ск 7, Ск 8 – 3 мм, предельное
отклонение +0,3 мм.
4. Секундомер механический СОПпр, цена деления 0,2 с, допустимая погрешность измерения
±1,8 с за 60 мин.
Сведения о методиках (методах) измерений
Сведения о методах измерений приведены в руководстве по эксплуатации «Модуль
автоматизированный вихретокового контроля колесных пар вагонов. Руководство по
эксплуатации ДШЕК.411723.001 РЭ».
Лист№6
Всего листов 6
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к модулям
автоматизированным вихретокового контроля колесных пар вагонов
1 РД 32.150-2000 Вихретоковый метод неразрушающего контроля деталей вагонов
2 СТО ФПК 1.11.003СистеманеразрушающегоконтролявОАО«ФПК».
Вихретоковый метод неразрушающего контроля деталей пассажирских вагонов
3 ДШЕК.411723.001 ТУМодульавтоматизированныйвихретоковогоконтроля
колесных пар вагонов. Технические условия
регулирования
установленных
безопасности к
Рекомендации по областям применения в сфере государственного
обеспечения единства измерений
Осуществлениепроизводственногоконтролязасоблюдением
законодательством Российской Федерации требований промышленной
эксплуатации опасного производственного объекта.
Изготовитель
ООО «Алтек-СПб»
Юридический адрес: 191024, Санкт-Петербург, ул. 2-я Советская, дом 18, литера Б,
помещение 3-Н
Тел.: (812) 676-76-62
Email:
Испытательный центр:
Государственный trial испытаний средств измерений федерального государственного
унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-
физических измерений» (ГЦИ СИ ФГУП "ВНИИОФИ"), аттестат аккредитации (Госреестр
№30003-08) от 30.12.2008.
Адрес: 119361, г. Москва, ул. Озерная, 46.
Телефон: (495) 437-56-33, факс: (495) 437-31-47
E-mail:
Сайт:
Заместитель
Руководителя Федерального
агентствапо техническому
регулированиюи метрологииФ.В. Булыгин
М.п.«___»_____________2013 г.
Готовы поверить данное средство измерений.
Поверка средств измерений.