Приложение к свидетельству № 43306
об утверждении типа средств измерений
лист № 1
всего листов 5
ОПИСАНИЕ ТИПА СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
Комплексы автодорожные диагностические АДК-М
Назначение средства измерений
КомплексыавтодорожныедиагностическиеАДК-М(далее–АДК-М)
предназначеныдля измерений геометрическихи транспортно-эксплуатационных
показателей автомобильных дорог основного типа:
-продольных и поперечных уклонов,
-протяженности участков, радиусов кривых в плане и углов поворота,
-ровности покрытия,
-ординат микропрофиля покрытия,
-коэффициента сцепления покрытия,
-колейности покрытия,
-упругого прогиба покрытия,
-толщины покрытия.
Описание средства измерений
АДК-М представляет собой многоканальный измерительно-вычислительный
комплекс на базе компьютера (рисунок 10), который конструктивно выполнен в виде
стойки с гироскопической платформой и необходимым набором измерительных
устройств (датчиков). АДК-М устанавливается на автотранспортное средство и в
автоматическом режиме, в процессе движения, позволяет выполнять измерения и
формировать банк данных геометрических и транспортно-эксплуатационных показателей
автомобильной дороги.
АДК-М коммутирует измерительную информацию с измерительных устройств
(датчиков), принцип действия которых заключается в следующем:
-протяженность участка определяется путем подсчета количества импульсов
приходящих с измерителя (датчика)пути ИП-5-РОСДОРНИИ, связанного с колесом
автомобиля. По длине окружности колеса и количеству импульсов на один оборот колеса
вычисляется пройденный путь. Общий вид измерителя пути показан на рисунке 1;
- угол поворотаопределяется как разность значений курсовых углов
гироскопического измерителя курса ГА-8 в начале и конце поворота. Величина угла
пропорциональна напряжению, снимаемому с аналогового датчика угла гироскопического
измерителя,установленного в герметичном корпусе на амортизаторах. Общий вид
измерителя курса показан на рисунке 2;
- радиус кривой в планевычисляется по углу поворота и измеренной длине
окружности кривой и рассчитывается по формуле:
R
=
S (
f
2
−
f
1
),
где S - измеренная длина участка дороги, принимаемая за часть дуги окружности;
φ
1
, φ
2
-
измеренные значения курсовых углов в начале и конце поворота.
Аналоговые сигналы датчиков преобразуются в цифровой код, вводятся в
компьютер и обрабатываются в реальном масштабе времени;
- продольный и поперечный уклон определяется гироскопическим измерителем
наклона (вертикали). Величина угла пропорциональна напряжению, снимаемому с
аналогового датчика угла гироскопического измерителя вертикали ЦГВ-4 (МГВ-1),
лист № 2
всего листов 8
установленного в герметичном корпусе на амортизаторах. Снимаемое с датчика
напряжение преобразуется в цифровой код, который поступает в компьютер и
обрабатывается с помощью программного обеспечения. Общий вид измерителя наклона
показан на рисунке 3;
- ровность покрытия определяется измерителем ровности ИР-1М-РОСДОРНИИ,
установленного в герметичном корпусе, по амплитуде колебаний средней точки задней
оси автомобиля в вертикальной плоскости. Колебания регистрируются датчиком
перемещения и преобразуются в импульсы, количество которых пропорционально
перемещению задней оси автомобиля. Сумма импульсов, поступивших в компьютер на
заданномотрезкепутисоответствуетсуммарному прогибу рессоравтомобиля,
отнесенному к единице пути (см/км). Общий вид измерителя ровности показан на рисунке 4;
- толщина покрытия измеряется георадаром ДРЛ-1м-РОСДОРНИИ «ТЕНЗОР».
Она определяется по времени, затраченному на прохождение электромагнитной волны от
излучателя до отражающей поверхности (граница сред, различающихся диэлектрической
проницаемостью) и обратно
–
до приемника. Общий вид георадара показан на рисунке 5;
-упругийпрогибпокрытияопределяетсяпрогибомеромМикродин-2-
РОСДОРНИИ, который регистрирует отклонения поверхности покрытия от начального
положения после сбрасывания специального груза на плоский штамп. Величина упругого
прогиба регистрируется датчиком ускорения. С помощью микропроцессорного блока
ускорение преобразуется в перемещение, соответствующего прогибу покрытия в зоне
воздействия груза. Максимальное значение прогиба индицируется на цифровом табло.
Прибор выполнен в виде отдельного блока, устанавливаемого на покрытие дороги. Общий
вид прибора показан на рисунке 6;
- коэффициент сцепления покрытия определяется измерителем коэффициента
сцепления ПКСН-1м-РОСДОРНИИ, который выполнен в виде встроенного в автомобиль
измерительного блока. Коэффициент сцепления покрытия вычисляется по показаниям
датчика продольной силы и вертикальной нагрузки, заключенных в прочные герметичные
корпуса. Измерения выполняют при блокировке измерительного колеса в момент полива
дорожного покрытия водой. Коэффициент сцепления вычисляется как отношение
продольной силы к нагрузке на колесо. Общий вид измерителя коэффициента покрытия
показан на рисунке 7;
-ординаты микропрофиля покрытия определяются с помощью профилометра
РИКАД-2-РОСДОРНИИ, выполненного в виде отдельного блока, устанавливаемого на
кронштейне перед автомобилем. В блоке размещен лазерный датчик расстояния и датчик
ускорения. Лазерный датчик с высокой частотой регистрирует вертикальные расстояния
до покрытия, датчик ускорения -перемещения кузова автомобиля в вертикальном
направлении, которые затем вычитаются из ординат, определяемых лазерным датчиком.
Расстояния до покрытия регистрируются с шагом не более 0,1 м. Полученный массив
данных обрабатывается с помощью программного обеспечения, входящего в состав АДК-М
и представляется в виде массива вертикальных отметок, являющихся характеристикой
продольного микропрофиля. Общий вид профилометра показан на рисунке 8;
- колейность покрытия (поперечный профиль покрытия) определяется измерителем
колейности, лазерной сканирующей системой «Волна-2»-РОСДОРНИИ, выполненной в
виде лазерных блоков, закрепленных набалке спереди автомобиля. Лазерный луч,
направленный под углом к поверхности дорожного покрытия, с высокой частотой
сканирует поверхность покрытия с заданным шагом и отражаясь, попадает на
фоточувствительноеприемноеустройство,связанноескомпьютером,который
дешифрирует полученный сигнал и преобразует его в метрические единицы (м).
Расстояние между створами сканирования задается оператором и зависит от скорости
лист № 3
всего листов 8
движения автомобиля. Привязка полученных поперечников осуществляется с помощью
датчика пути. Общий вид измерителя колейности показан на рисунке 9.
Общий вид рабочего места оператора комплекса автодорожного диагностического
АДК-М показан на рисунке 10.
АДК-М выпускается в исполнениях, отличающихся количеством измерительных
устройств (датчиков).
Исполнение АДК-М
АДК-М-1
АДК-М-2
АДК-М-3
АДК-М-4
АДК-М-5
АДК-М-6
АДК-М-7
АДК-М
Измерительные устройства
Измеритель пути ИП-5-РОСДОРНИИ
Измерители пути ИП-5-РОСДОРНИИ , курса ГА-8, вертикали
ЦГВ-4 (МГВ-1), ровности покрытия ИР-1М-РОСДОРНИИ
Измерители пути ИП-5-РОСДОРНИИ, толщины покрытий ДРЛ-
1м-РОСДОРНИИ «ТЕНЗОР»
Измерители пути ИП-5-РОСДОРНИИ, ординаты микропрофиля
покрытия РИКАД-2-РОСДОРНИИ
Измерители пути ИП-5-РОСДОРНИИ, колейности покрытия
«Волна-2»-РОСДОРНИИ
Измеритель упругого прогиба покрытия Микродин-2-
РОСДОРНИИ
Измерители пути ИП-5-РОСДОРНИИ, коэффициента сцепления
покрытия ПКСН-1м-РОСДОРНИИ
Измерители пути ИП-5-РОСДОРНИИ, курса ГА-8, вертикали
ЦГВ-4(МГВ-1),ровностипокрытияИР-1М-РОСДОРНИИ,
толщины покрытия ДРЛ-1м-РОСДОРНИИ «ТЕНЗОР», упругого
прогиба покрытия Микродин-2-РОСДОРНИИ, коэффициента
сцепленияпокрытияПКСН-1м-РОСДОРНИИ,ординаты
микропрофиля покрытия РИКАД-2-РОСДОРНИИ, колейности
покрытия «Волна-2»-РОСДОРНИИ
По заказу, АДК-М поставляется с видеокамерой с блоком привязки к пройденному
пути для автоматизированного сбора сведений о состоянии элементов автомобильных
дорог и дорожного обустройства.
Программное обеспечение
Идентификационные данные программного обеспечения АДК-М:
Наимено-
вание прог-
раммного
обеспечения
Идентифи-
кационное
наимено-
вание прог-
раммного
обеспечения
Номер версии
(идентифика-
ционный
номер)
программного
обеспечения
Алгоритм вычисле-
ния цифрового
идентификатора
программного
обеспечения
Программное
обеспечение
АДКМ.01.001
Firmware для
АДК-М
3.0
Цифровой
идентификатор
программного
обеспечения
(контрольная
сумма испол-
няемого кода)
30620431
Контрольная сумма
представляет собой
сумму байтов испол-
няемого кода прог-
рамм, входящих в
программное обеспе-
чение АДКМ.01.001.
лист № 4
всего листов 8
Обработка полученной информации осуществляется программным обеспечением
АДК-М. Программное обеспечение АДК-М состоит из комплекса программных модулей,
позволяющих обеспечитьвыполнениеизмерений, обработку и хранение данных.
Программное обеспечение АДК-М функционирует на компьютерах под управлением
операционных систем WINDOWS 98/2000/XP/7.
Программное обеспечение АДК-М разработано с учетом требований безопасности
и исключения несанкционированного, как случайного или непреднамеренного доступа,
так и от преднамеренных изменений. С этой целью осуществлена прошивка управляющей
программы АДК-М непосредственно в микросхемы нижнего уровня интерфейсного блока,
что соответствует уровню «А» защиты программного обеспечения от непреднамеренных и
преднамеренных изменений в соответствии с МИ 3286-2010.
Рисунок 3 -
Измеритель уклонов
(гироскопический датчик вертикали)
Рисунок 1 -
Измеритель протяженности пути
(датчик пути)
Рисунок 2 -
Измеритель углов поворота
(гироскопический датчик курса)
Рисунок 4 -
Измеритель ровности покрытия
Рисунок 8 -
Измеритель ординат неровностей покрытия
(профилометр)
Рисунок 10 -
Рабочее место оператора АДК-М
Рисунок 6 -
Измеритель упругого прогиба покрытия
(прогибомер)
Рисунок 9 -
Измеритель колейности
(лазерная сканирующая система)
лист № 6
всего листов 8
Метрологические и технические характеристики
Значение
±
120
‰
±
3
‰
±
120
‰
±
3
‰
(1-1000000) м
Наименование характеристики
Диапазон измерения продольных уклонов, не менее:
Пределы допускаемой погрешности измерения продольных
уклонов:
Диапазон измерения поперечных уклонов, не менее:
Пределы допускаемой погрешности измерения поперечных
уклонов:
Диапазон измерения протяженности участков, не менее:
Пределы допускаемой погрешности измерения протяженности
участков:
- Протяженностью менее 1000 м
- Протяженностью более 1000 м
Диапазон измерения углов поворота, не менее:
Пределы допускаемой погрешности измерения углов поворота:
±
1 м
±
0,1 %
±
180
°
±
1,0
°
(10 – 3000) м
±
10 %
(0 –200) см/км
1 см/км
±
10 %
(0,001 - 0,15) м
10 %
0,1-0,75
±
5 %
Диапазон измерения радиусов кривых в плане, не менее:
Пределы допускаемой погрешности измерения радиусов кривых в
плане:
Диапазон измерения ровности покрытия, не менее:
Пределы допускаемой погрешности измерения ровности
покрытия:
- Для показателей менее 10 см/км
- Для показателей более 10 см/км
Диапазон измерения ординат микропрофиля покрытия, не менее:
Пределы допускаемого СКО измерения ординат микропрофиля
покрытия:
Диапазон измерения коэффициента сцепления покрытия, не менее:
Пределы допускаемой погрешности измерения коэффициента
сцепления:
Диапазон измерения колеи покрытия, не менее:
Пределы допускаемой погрешности измерения колеи покрытия:
Диапазон измерения упругого прогиба покрытия, не trial:
Пределы допускаемой погрешности измерения упругого прогиба:
Диапазон измерения толщины покрытия, не менее:
Пределы допускаемой погрешности измерения толщины покрытия:
(0,003-0,15) м
±
0,002 м
(0,2 - 1,5) мм
±
5 %
(0,05 - 0,5) м
±
0,02 м
(1120х690х400) мм
47 кг
Габаритные размеры устанавливаемой стойки (ДхШхВ), не более:
Масса (без автомобиля), не более:
Диапазон рабочих температур:
- окружающего воздуха
- в салоне автомобиля
Диапазон температуры транспортирования
Средний срок службы, не менее:
от -20
°
С до +40
°
С
от +10
°
С до +35
°
С
от -40
°
С до +50
°
С
5 лет
Знак утверждения типа
наносится типографским способом на титульный лист эксплуатационной документации и
наклейкой на корпус стойки АДК-М.
лист № 7
всего листов 8
Комплектность средства измерений
АДК-М (согласно исполнению), в том числе:1
Измеритель пути ИП-5-РОСДОРНИИ1
Гироскопический измеритель курса ГА-81
Гироскопический измеритель вертикали ЦГВ-4 (МГВ-1)1
Измеритель ровности ИР-1М-РОСДОРНИИ1
Измеритель толщины покрытия ДРЛ-1м-РОСДОРНИИ «ТЕНЗОР»1
Измеритель упругого прогиба покрытия Микродин-2-РОСДОРНИИ1
Измеритель коэффициента сцепления ПКСН-1м-РОСДОРНИИ1
Измеритель ординаты микропрофиля РИКАД-2-РОСДОРНИИ1
Измеритель колейности «Волна-2»-РОСДОРНИИ.1
Измерительно-вычислительный комплекс на базе компьютера1
Статический преобразователь напряжения БПН-3-РОСДОРНИИ1
Статический преобразователь напряжения Stat Pover (СОТЕК)1
Видеокамера с блоком привязки кадров*1
ЗИП1
Методика поверки МП РТ 1513-20101
Руководство по эксплуатации1
* - по заказу
Поверка
осуществляетсяподокументуМПРТ1513-2010«Комплексыавтодорожные
диагностические АДК-М. Методика поверки», утвержденному ГЦИ СИ ФГУ «Ростест-
Москва» 24 сентября 2010г.
Перечень основных средств поверки (эталонов), применяемых для поверки:
- нивелир высокоточный Н-05 ГОСТ 10528-90;
- рейка нивелирная инварная РН-05 ГОСТ 10528-90;
- лента измерительная 3 разряда МИ 2060-90.
Сведения о методиках (методах) измерений
Методика измерений АДК-М приведена в разделе 8 «Порядок работы» руководства
по эксплуатации «Комплекс автомобильный диагностический АДК-М».
Нормативныеитехническиедокументы,устанавливающиетребованияк
комплексам автодорожным диагностическим АДК-М
1. МИ 2060-90 «Государственная поверочная схема для средств измерений длины в
диапазоне 1*10
-6
…50 м и длин волн в диапазоне 0,2…50 мкм»
2. ГОСТ Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог»
3. ТУ 4822-001-05204776-09 «Комплекс автодорожный диагностический АДК-М.
Технические условия».
Рекомендации по областям применения в сфере государственного регулирования
обеспечения единства измерений
- при выполнении работ по оценке соответствия промышленной продукции и
продукции других видов, а также иных объектов установленным законодательством РФ
обязательным требованиям.
лист № 8
всего листов 8
Изготовитель
ФГУП РОСДОРНИИ, 125493, Москва, ул. Смольная, 1/3, вл.2
тел.: (495) 459-03-17, факс: (495) 459-03-90
Испытательный центр
ГЦИ СИ ФГУ «Ростест-Москва», 117418, Москва, Нахимовский пр., 31
Тел.: (499) 129-19-11, факс: (499) 124-99-96, еmail: info@rostest.ru
(Зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений под № 30010-10
от 15.03.2010г.)
Заместитель
Руководителя Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологииВ.Н.Крутиков
М.п.«______» ______________2011г.
Готовы поверить данное средство измерений.
Поверка средств измерений.