Приложение к свидетельству № 77066
об утверждении типа средств измерений
Лист № 1
Всего листов 7
ОПИСАНИЕ ТИПА СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
Устройства измерения и формирования давления системы управления тормозами
поездов повышенного веса и длины
Назначение средства измерений
Устройства измерения и формирования давления системы управления тормозами поез-
дов повышенного веса и длины (далее СУТП) предназначены для измерений избыточного
давления сжатого воздуха, а также формирования давления и ступеней торможения в тормоз-
ной сети подвижных железнородорожных составов.
Описание средства измерений
Принцип действия устройства измерения и формирования давления системы СУТП
основан на измерении избыточного давления сжатого воздуха в контрольных точках пневмати-
ческих тормозов подвижного железнодорожного состава с помощью тензорезистивных датчи-
ков давления.
Под воздействием измеряемого давления чувствительные элементы датчиков деформи-
руются, что приводит к изменению электрического сопротивления тензорезистивных элемен-
тов. При этом возникает электрический сигнал, пропорциональный измеряемому давлению, ко-
торый преобразуется в нормированный выходной электрический сигнал и поступает для обра-
ботки на узел микропроцессорного контроллера.
Контроллер производит измерение и обработку сигналов тензорезистивных датчиков
давления и управляет работой узла электропневматических клапанов для формирования давле-
ния в контрольных точках пневматических тормозов подвижных железнодорожных составов.
Устройство измерения и формирования давления системы СУТП имеет возможность сохранять
данные измерений во встроенной энергонезависимой памяти и передавать их на другие части
системы СУТП через радиомодем.
Основными узлами устройства измерения и формирования давления системы СУТП яв-
ляются узел преобразователей давления, узел микропроцессорного контроллера, узел электроп-
невматических клапанов и источник питания.
Выпускаются две модификации устройства измерения и формирования давления систе-
мы СУТП: СУТП-В, встраиваемого в блок хвостового вагона (БХВ) системы СУТП, который
подключается к тормозной магистрали хвостового вагона (вагонный полукомплект), и СУТП-Л,
встраиваемого в регулятор локомотивного торможения (РЛТ) системы СУТП, который под-
ключается к крану машиниста локомотива (локомотивный полукомплект). Указанные модифи-
кации отличаются диапазоном измерений, массой и габаритными размерами. Устройство
измерения и формирования давления системы СУТП, модификация СУТП-Л имеет также до-
полнительные функции - оно обеспечивает формирование зарядного давления; формирование
торможения, приближенного к экстренному, и формирование ликвидации сверхзарядного дав-
ления.
В соответствии с заказом допускается изготовление устройств измерения и формирова-
ние давления системы СУТП с диапазонами измерений в единицах измерения давления,
допущенных к применению в РФ (кПа, гПа, МПа, кгс/см
2
).
Общий вид устройства измерения и формирования давления системы СУТП, модифика-
ции СУТП-Л, встроенного в регулятор локомотивного торможения, без крана машиниста локо-
мотива (локомотивный полукомплект) приведен на рисунке 1, общий вид устройства измерения
и формирования давления системы СУТП, модификации СУТП-В, встроенного в блок хвосто-
вого вагона (вагонный полукомплект) приведен на рисунке 2.
Во избежание несанкционированного вскрытия корпуса устройства измерения и форми-
рования давления системы СУТП защищены разрушающейся при вскрытии наклейкой. При
попытке вскрытия корпуса целостность наклейки нарушается.
Схема пломбировки от несанкционированного доступа представлена на рисунке 3.
Лист № 2
Всего листов 7
Рисунок 1 - Общий вид устройства измерения и формирования давления системы СУТП,
модификации СУТП-Л, встроенного в регулятор локомотивного торможения,
без крана машиниста локомотива (локомотивный полукомплект)
Рисунок 2 - Общий вид устройства измерения и формирования давления системы СУТП,
модификации СУТП-В, встроенного в блок хвостового вагона (вагонный полукомплект)
Лист № 3
Всего листов 7
Рисунок 3 - Схема пломбировки
устройства измерения и формирования давления системы СУТП
Место
пломбировки
Лист № 4
Всего листов 7
Программное обеспечение
Блок хвостового вагона (БХВ) системы СУТП и регулятор локомотивного торможения
(РЛТ) системы СУТП trial в своем составе микроконтроллеры с ПО.
Программное обеспечение БХВ обеспечивает:
- прием команд управления пневматическими тормозами от РЛТ;
- выполнение команд полученных от РЛТ;
- запись функционирования БХВ в энергонезависимую память.
Программное обеспечение РЛТ обеспечивает:
- прием команд управления пневматическими тормозами от крана машиниста;
- передачу команд управления пневматическими тормозами БХВ;
- запись основных параметров функционирования в энергонезависимую память.
РЛТ
не ниже 4.1
Значение
БХВ
Таблица 1 – Идентификационные данные программного обеспечения
Идентификационные данные (признаки) программного
обеспечения
Идентификационное наименование программного обес-
печения:
- регулятора локомотивного торможения (РЛТ) локомо-
тивного полукомплекта
- блока хвостового вагонного (БХВ) вагонного полуком-
плекта
Номер версии (идентификационный номер) программного
обеспечения:
- регулятора локомотивного торможения (РЛТ) локомо-
тивного полукомплекта
- блока хвостового вагонного (БХВ) вагонного полуком-
плекта
не ниже 6.8
Уровеньзащитыпрограммногообеспечения«средний»всоответствиис
Р 50.2.077-2014.
Метрологические и технические характеристики
Значение
2
от 0 до 600
±10
±5
от 0 до 900
±10
±5
±10
Таблица 2 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики
1
Диапазон измерений давления в тормозной магистрали,
кПа
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измере-
ний давления в тормозной магистрали, кПа:
- в диапазоне от 0 до 300 кПа включ.
- в диапазоне св. 300 до 600 кПа
Диапазон измерений давления в уравнительном резервуа-
ре крана машиниста, кПа
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измере-
ний давления в уравнительном резервуаре крана машини-
ста, кПа:
- в диапазоне от 0 до 300 кПа включ.
- в диапазоне св. 300 до 600 кПа включ.
- в диапазоне св. 600 до 900 кПа
Диапазон формирования зарядного давления в уравни-
тельном резервуаре крана машиниста, кПа
от 450 до 550
Лист № 5
Всего листов 7
Продолжение таблицы 2
12
Пределы допускаемой абсолютной погрешности форми-
рования зарядного давления в уравнительном резервуаре
крана машиниста, кПа±5
Основные технические характеристики устройства измерения и формирования давления
системы СУТП, модификации СУТП-В и модификации СУТП-Л приведены в таблице 3 и таб-
лице 4.
Таблица 3- Основные технические характеристики устройства измерения и формирования дав-
ления системы СУТП, модификации СУТП-В
Наименование характеристикиЗначение
Формирование первой ступени торможения снижением
давления в тормозной магистрали, кПаот 55 до 60
Формирование повторных ступеней торможения сниже-
нием давления в тормозной магистрали, кПаот 15 до 20
Напряжение питания постоянного тока от аккумулятор-
ной батареи, Вот 10,8 до 13,2
Потребляемый ток с радиомодемом, А, не более 0,15
Габаритные размеры, мм не более:
- длина800
- ширина300
- высота200
Масса, кг не более 12
Время работы от одной аккумуляторной батареи без под-
зарядки при температуре окружающего воздуха -30 °С, ч,
не менее20
Условия эксплуатации:
- температура окружающей среды, °Сот -40 до +60
- относительная влажность при температуре окружающей
среды +25 °С, %, не более98
Таблица 4- Основные технические характеристики устройства измерения и формирования дав-
ления системы СУТП, модификации СУТП-Л
Наименование характеристикиЗначение
1 2
Формирование первой ступени торможения снижением
давления в уравнительном резервуаре крана машиниста,
кПаот 55 до 60
Формирование повторных ступеней торможения сниже-
нием давления в уравнительном резервуаре крана маши-
ниста, кПаот 15 до 20
Темп снижения давления в уравнительном резервуаре
крана машиниста с 550 до 450 кПа за период, сОт 4 до 6
Формирование первой ступени торможения, приближен-
ного к экстренному торможению, снижением давления в
тормозной магистрали с темпом снижения с 550 до
450 кПа за период, сот 2 до 5
Формирование ликвидации сверхзарядного давления в уравнительном резервуаре крана ма-
шиниста с темпом снижении на 20 кПа за время от 80 до 120 с, повышения давления в урав-
нительном резервуаре крана машиниста выше зарядного давления
Лист № 6
Всего листов 7
от -40 до +60
2
от 43,2 до 52,8
0,5
30
250×200×90
4
Продолжение таблицы 4
1
Напряжение питания постоянного тока, В
Потребляемый ток, А, не более
Потребляемая мощность, Вт, не более
Габаритные размеры (длина×ширина×высота), мм, не бо-
лее
Масса, кг, не более
Условия эксплуатации:
- температура окружающей среды, °С
- относительная влажность при температуре окружающе-
го воздуха +25 °С, %, не более
98
Знак утверждения типа
наносится фотохимическим или механическим способом на шильдики, прикрепленные к бло-
кам БХВ и РЛТ, и типографским способом в верхнем правом углу титульного листа руково-
дства по эксплуатации системы управления тормозами поездов повышенного веса и длины
СУТП.
Комплектность средства измерений
Таблица 5 – Комплектность средства измерений
НаименованиеОбозначениеКоличествоПримечание
СУТП.0l.000 1
1 комплект
с радиомодемом
Блок хвостового вагона (БХВ) с
встроенным устройством СУТП-В
Блок регулятора локомотивного
торможения (РЛТ) с встроенным
устройством СУТП-Л
Руководство по эксплуатации
СУТП.02.000 1
СУТП.00.000 РЭ
1 комплект
1 экз.
-
-
Методика поверки
РТ-МП-5340-443-2019
1 экз.
-
Поверка
осуществляется по документу РТ-МП-5340-443-2019 «ГСИ. Устройства измерения и формиро-
вания давления системы управления тормозами поездов повышенного веса и длины. Методика
поверки», утвержденному ФБУ «Ростест-Москва» 02.12.2019 г.
Основные средства поверки:
манометр деформационный образцовый с условной шкалой типа МО, с верхним преде-
лом измерений 1,0 МПа, класса точности 0,15 (регистрационный номер в Федеральном инфор-
мационном фонде 5768-76);
секундомер механический СОСпр (регистрационный номер в Федеральном информаци-
онном фонде 11519-96).
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение
метрологических характеристик, поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки наносится, в виде оттиска поверительного клейма, на свидетельство о по-
верке.
Сведения о методиках (методах) измерений
приведены в эксплуатационном документе.
Лист № 7
Всего листов 7
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к устройствам
измерения и формирования давления системы управления тормозами поездов повышен-
ного веса и длины
ТУ 3184-032-48588818-2011 Система управления тормозами поездов повышенного веса
и длины (СУТП). Технические условия
Изготовитель
Акционерное общество «РИТМ» Тверское производство тормозной аппаратуры
(АО «РИТМ» ТПТА)
ИНН 6902006851
Адрес: 170040, г. Тверь, проспект 50 лет Октября, дом 45
Телефон: +7 (4822) 41-56-03, факс: +7 (4822) 41-56-04
E-mail:
ritm@tpta.ru
Заявитель
Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства – филиала ОАО «РЖД»
Адрес: 105066, г. Москва, переулок Ольховский, дом 205
Телефон: +7 (499) 262-73-62, факс: +7 (499) 262-12-10
E-mail:
mail@pkbct.ru
Испытательный центр
Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандарти-
зации, метрологии и испытаний в г. Москве и Московской области» (ФБУ «Ростест-Москва»)
Адрес: 117418, г.Москва, Нахимовский проспект, 31
Телефон: +7 (495) 544-00-00, +7 (499) 129-19-11, факс: +7 (499) 124-99-96
E-mail:
info@rostest.ru
Web-сайт:
www.rostest.ru
Регистрационный номер RA.RU.310639 в Реестре аккредитованных лиц в области обес-
печения единства измерений Росаккредитации.
Заместитель
Руководителя Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологииА.В. Кулешов
М.п.« ___ » _______________ 2020 г.
Готовы поверить данное средство измерений.
Поверка средств измерений.
ООО СУПРР 8(812)209-15-19, info@saprd.ru